Итак, лето, солнце, дивные погоды и, конечно же, национальный праздник и длинные выходные. Что делать добропорядочным гражданам по такому случаю? Ну, конечно же, идти в велопоход! Хотя мысль эта была не нова, и, более того, весьма стара, ибо витала в воздухе еще с прошлых праздников, внезапное их приближение застало нас врасплох (ну, как обычно). ДенисАнатолич приехал из Москвы, и началась предпоходная лихорадка. Причем, основная проблема оказалась в билетах. Полночи сидели мы в Интернете, решая сложнейший квест: как, имея в распоряжении ограниченное число поездов и электричек, в нужное время добраться до точки заброски, а потом еще к началу рабочей недели вернуться домой. Решение очень сильно усложнялось тем, что плацкартных билетов практически не было - только купейные. Пришлось соглашаться на купе как на неизбежное зло.
А что значит купе? Это значит, цена в два раза выше, а неудобств в пять раз больше, ибо упихать в него три велосипеда - это настоящий тетрис, только гораздо сложнее. Денег на счете не хватило на покупку билетов через Интернет, поэтому в 4 часа ночи мы с ДенисАнатоличем сели все на те же велосипеды и отправились на вокзал.
Вечерело. Приближался час Х (где Х=22:50). Сборы все ускорялись. Марина - третий участник похода - что-то не появлялась, а на улице началась гроза. Прекрасно! Замечательное начало!
Однако дождь утих как раз вовремя, Марина появилась, и мы, наконец-то, выехали на улицу и, не торопясь, чтобы не разбрызгивать на себя лужи, поехали к вокзалу. Разборка велосипедов оказалась на этот раз весьма творческим процессом, ибо встал вопрос: а до какой степени их разбирать? Можно ли обойтись только съемом переднего колеса, или надо снимать и заднее? Точно сказать никто не мог, ибо в купе с велосипедом никому из участников похода ездить не приходилось. После некоторых дебатов, мы решили опробовать три варианта, ибо было у нас три велосипеда: снять колеса и запаковать отдельно; снять колеса и примотать к раме; снять только переднее колесо и примотать к раме.
В этот раз нам сильно повезло - в купе были только мы втроем, так что все мучения по поводу разборки велосипедов оказались бессмысленными (если не брать во внимание приобретенный опыт): мы просто уложили коней на свободную полку и вполне комфортно доехали до Воронежа, где были в полдевятого утра. Здесь мы, не спеша, собрали велосипеды, выехали к вокзалу и остановились в ожидании электрички. У нас как раз было время затариться провиантом, ибо в Тамбове мы сели в поезд пустыми.
И вот, полностью готовых к бою, электричка везет нас по направлению к уже знакомому нам городу Лиски. За окнами мелькают дивные виды, а погоды обещают быть превосходными. Проезжая Пухово мы с ДенисАнатоличем помахали ручкой той самой дороге и самоходке на постаменте. Именно здесь в прошлом году мы свернули с проторенного пути вглубь полей. А вот и наша станция - Евдаково (вторая буква "в", если вдруг кто неправильно прочитал). Пока ДенисАнатолич с Мариной перепаковываются и переодеваются, я совершаю прогулку по прилежащему к станции рынку. От всего вокруг веет чем-то старым-добрым-ностальгическим, хотя пара салонов сотовой связи здесь тоже присутствует. Их наличие ничем не помогает ДенисАнатоличу, который вдруг обнаружил, что забыл флешку для фотоаппарата. В ассортименте только SD-карты, и никаких CF. Так весь поход ДенисАнатолич и матерился, стенал и страдал, таская за собой свой чудесный, большой, но совершенно бесполезный фотоаппарат.
В воздухе мне упорно мерещился запах моря. Настолько реалистично, что меня долгое время не покидало ощущение, что мы не в Воронежской области, а где-нибудь в Краснодарском крае, и стоит лишь проехать еще пару-тройку километров и там, вон за тем холмиком, откроется вид на морские просторы.
Каких-то
Велосипеды мы оставили охраннику, переоделись в длинные штаны, а Марина получила в бесплатную аренду длинную юбку.
Ну, вот и он - основной объект нашей культурной программы: Свято-Спасский женский монастырь. В ложбинке между холмов разбросаны монашеские домики, хозяйственные и культовые постройки. Через все это ведет асфальтированная дорога, огороженная металлической оградкой. Над склоном более крутого холма, что по правую руку возвышаются меловые дивы, всецело завладевающие вниманием всякого, входящего на территорию монастыря. Некоторые из див облагорожены, и увенчаны луковицами, а в их основаниях имеются двери в пещерные храмы, выдолбленные в меловом холме. Есть также несколько келий с отдельными входами.
Как добропорядочные посетители святой обители мы приобрели десяток свечек и направились планомерно обходить достопримечательные объекты. В пещерных храмах царила влажная подземная прохлада, покой и благоговение. Древние монахи были не дураки, что так стремились со своими молитвами залезть куда-нибудь поглубже. Обстановка действительно очень располагающая к размышлениям. Один за другим мы обошли все три доступных для посещения храма, поставив кое-где свечки. Впрочем, будучи несведующим в вопросах православия, свечки ставить неинтересно, поэтому последнюю я поставил со словами "Уж не знаю, что это там изображен за дяденька с мечом, но пусть ему будет приятно."
Дяденька, похоже, не оценил приношения, а может, ему не понравилось такое обращение, потому что, когда мы вышли на свет божий, с неба начали падать частые капли и громыхнул гром. А велосипеды мы неосмотрительно оставили возле охранника в неприкрытом виде - надо было спасать вещи, ибо в хороший ливень велорюкзак не защитит добро от промокания. Я побежал ко входу, прыгая аки горный козел через ступеньку и распугивая граждан. К тому времени, как я облачился в дождевик и нашел, где у ДенисАнатолича припрятан тент, дождь практически закончился. Мы собрались возле велосипедов, натянули на рюкзаки чехлы и пошли на Голгофу (да, да, так у них называется холм с крестом и часовней, возвышающийся над остальным монастырем). По мере нашего подъема дождь снова зарядил, а ветер начал заметно усиливаться. От непогоды мы на время укрылись в часовне, построенной над могилой чем-то выдающегося святого отца Петра. Помещение почти пустое, в центре могилка и крест с торчащими из всех щелей бумажками с пожеланиями. Такими же бумажками были завалены и подоконники, некоторые развернулись, поэтому мы не сочли преступлением их почитать. В основном пожелания носят либо абстрактный характер, типа "мира в семье", либо конкретный "помолитесь, отец Петр, чтобы Ванечка учился хорошо". ДенисАнатолич предложил написать записку типа "Привет, отец Петр! У меня все хорошо! Помолитесь, пусть у них тоже будет все хорошо", но мы от этого воздержались.
Далее последовал подъем к кресту. Ничего сильно интересного мы там не обнаружили, зато ветер рвал с нас одежды и с неба хлестал хороший такой дождик. Вся картина в целом была тревожной и мистически-атмосферной. Временами полыхали молнии, поэтому мы, убоявшись небесного электричества, стали спускаться, посетив еще раз часовню отца Петра, где еще немного попережидали непогоду. К моменту, когда мы снова оказались у велосипедов, ветер стих и дождь прекратился. Странная связь наступления неблагоприятных погодных условий с нашим приближением к святым объектам как-то настораживала.
Марина сдала охраннику мокрую юбку, а мы с ДенисАнатоличем совершили еще один рейд внутрь монастыря - заполнить бутылки святой водой для вечерней трапезы. И вот ведь, закономерность: пока ДенисАнатолич наливал ковшиком воду в бутылки, снова хлынул дождь. Заправившись водой, мы поспешили к Марине, которая сидела, укутавшись в плащ, и успела порядком замерзнуть.
Стоит ли говорить, что как только мы выехали за пределы святой обители, осадки тут же прекратились?
Следующая цель - Дон и место для купания. Пересекая широкий луг, мы обнаружили некую интересную дыру, зияющую в склоне мелового холма на приличной высоте. Как маньяк подземных сооружений, я, разумеется, не смог пройти мимо, и, оставив товарищей дожидаться меня внизу, углубился в заросли. По склону шла белая тропинка, которая привела меня ко входу в келью. Да, фонарик Petzl, который я уже с замиранием сердца перед встречей с неизвестным достал из сумки, так мне и не пригодился. Келья была достаточно небольшой, и, видно, что нестарой. Работы по ее оборудованию еще велись, у стенки были навалены выломанные куски мела, стояло ведро, лопата, веник. В углу красовалась маленькая иконка. "А строитель-то - эстет!" - подумал я, повернувшись назад и увидев, сколь дивный вид открывается из входного проема на улицу. На этом исследование такого многообещающего отверстия закончилось, и мы продолжили путь к Дону.
После нескольких неудачных попыток мы нашли пляж и устроились там на обед. Тут-то и состоялась наша встреча с сумасшедшей птичкой под названием зуёк малый.
Птичка почему-то постоянно вертелась возле велосипедов, периодически присаживаясь в песок. Марину и ДенисАнатолича это сильно занимало, я же узнавал обо всем из их рассказов, потому что снял очки, и мне было лень их доставать.
Оказалось, что у зуйка там гнездо! В песке лежали 3 объекта: яйцо, дохлый птенец и живой птенец в осколках яйца. Мы наполнились чувством вины, ибо было весьма вероятно, что умерщвление птенца - наших рук (точнее, ног) дело, поскольку, раскладываясь на обед, мы изрядно поскакали вокруг велосипедов.
Зуёк нервничал. Он периодически срывался с места и кидался в стороны, стелясь по земле, смешно размахивая крыльями и распушая хвост - притворялся раненной птичкой, дабы отвлечь нас от гнезда. Видя, что мы на это никак не реагируем, зуёк немного успокаивался, и, забавно виляя задом, опять усаживался на гнездо. Некоторое время он сидел, косясь на нас и по-птичьи матерясь, а при любом резком движении или вставании снова вспархивал с места и начинал танец раненной птицы.
Наевшись, напившись и накупавшись, мы собрались в дальнейший путь. План был прост - ехать вдоль Дона, пока не попадем в Лиски. Мы миновали небольшой лесок и попали в какую-то деревеньку, где, поговорив с местными, поняли, что дороги вдоль Дона нет, и подъема нам никак не избежать. Ну что ж, подъем, так подъем. Впрочем, из выпавших нам в этом походе подъемов, этот был далеко не самым тяжелым. Мы выбрались наверх, где с холма на холм бежала грунтовка.
Вечерело, и в некоторый момент мы поняли, что пора искать место для стоянки, а не тянуть с этим, как обычно бывает, до глубокой ночи. Немного свернув в сторону Дона, мы быстро обнаружили то, что искали. Лучшего места для стоянки просто не могло быть. Плоская вершина холма, с которой открывается вид на реку, меловые горы, леса, луга и задонские деревни, а один из склонов покрыт деревьями, что сразу же решает проблему с топливом.
Долго мы сидели и возлежали вокруг костра, наслаждаясь изысканными яствами и чаем с лимоном. Потом постепенно накатил сон, и Попов с Мариной пошли в палатку, я же подумал, что в палатке - это любой дурак может (спать), и остался возле костра. Застегнулся в спальник и погрузился в царство грез, где пребывал до утра. Все-таки сон под открытым небом - это прекрасно, если, конечно, нет дождя и кровососущих насекомых.
Утро порадовало. Солнце, затянутое дымкой, не палило и не слепило, поэтому я смог спокойно проваляться часов до 8, потом совершил утреннюю прогулку по окрестным холмам.
Марина набрала цветков ромашки, листьев земляники и ягодок шиповника, поэтому наш утренний чай напоминал по внешнему виду, скорее, икебану. Даже как-то не хотелось накрывать крышкой и кипятить всю эту красоту. На вкус же варево получилось отменным.
Собрались в путь мы часов в 12. К этому времени небо затянули сплошные беспросветные тучи, и погоды начали вызывать у нас опасения, но делать было нечего, и мы отправились дальше - на штурм подъемов и спусков.
Очередная дыра в склоне холма, показавшаяся издали большой, при ближайшем рассмотрении оказалась чьей-то норой и спелестологического интереса не представляла.
После очередного подъема в поле вдруг обнаружилась узкая, но ровная асфальтированная дорога, ведущая сильно под уклон. На бешеной скорости и со скрипом тормозов мы влетели в Рождественский. Основная наша цель на тот момент состояла в том, чтобы заправиться провиантом, поэтому, не обнаружив в Рождественском магазина, мы направились в Марки, по той самой дороге, по которой катались еще в прошлом году.
В Марках пред нами предстал замечательный пример конкурентной борьбы. В одном домике, напоминающем с виду не то сарай, не то общественный туалет, располагается два магазина - Лилия и Татьяна с почти одинаковыми вывесками, продавщицами и ассортиментом. Здесь мы и закупились. Следующим пунктом программы было пополнение запасов воды. Колонка оказалась странной - при нажатии включается, но не выключается потом уже никак. Я заполнил бутылки, и мы, устыдившись, обратились за советом к местной бабке. Та сказала, что, мол, да, да, колонка такое свойство имеет, вот мы уж пишем, пишем, а нам ее все не чинят и не чинят, короче, к ней нужен научный подход. Отточенным движением запрокинула колонке голову и течь тотчас же прекратилась.
Укомплектованные всем необходимым, мы углубились в луга и продолжили путь параллельно той дороге, которой приехали в Марки. Здесь мы повстречали меловую скалу, под разными углами напоминающую сфинкса, австралопитека и А.С. Пушкина. Очередная нора в мелу оказалась просто неглубокой дыркой, что, к счастью, стало ясно по результатам ее дистанционного изучения в бинокль. Дорога вела вдоль гряды крутых меловых холмов в сторону Дона, дождик моросил. Мы свернули по дороге вдоль реки, дождь усилился. Здесь начали проявляться первые отличия грунтовых дорог от асфальтовых, которые в сухую погоду сводятся к нулю. На грунтовках появляется грязь! Причем, грязь сама по себе была бы не так страшна, если бы при определенных условиях не облепляла колесо до состояния полной непроворачиваемости.
Мокрые и злые, чертыхаясь, мы мучительно преодолевали километр за километром по заливным лугам и дорогам, состоящим сплошь из наижирнейшего особо липкого чернозема. Дождь все не прекращался, и перспективы были какие-то безрадостные.
В Колыбелку мы въехали грязные по уши, прокатились по улицам и на выезде обнаружили пересекающий дорогу ручей. Дождь к этому времени как раз закончился, и небо стало как-то жизнерадостно светлеть, поэтому мы, возрадовавшись, остановились на помывку велосипедов, которая заняла у нас как минимум минут сорок. Вдоволь повозившись в проточной воде, мы продолжили путь вдоль Дона по какой-то чудовищно-волнообразной дороге. То ли раньше это была железка и регулярные ямы - это затянувшиеся впадины от шпал, то ли такие следы оставляет какой-то монструозный гусеничный трактор: Короче, езда по ней стала неприятным испытанием.
Погоды тем временем вновь стали дивными, и на небе появилось клонящееся к закату солнце. Марина маниакально озаботилась проблемой купания, однако, все видимые пляжи оказались коровьими водопоями, что, конечно же, нас совершенно не радовало. Но, хоть они и были коровьи, дно на них оказалось вполне неплохим. Течение же в этой части Дона как в буйном Тереке, поэтому, решив, что всю коровью антисанитарию давно унесло, Марина все-таки полезла в воду. Пока она ловила бычьих цепней, ДенисАнатолич совершил разведку местности и вернулся с сообщением, что некоровьих мест на лугу нет, но есть неплохие участки для стоянки на его противоположной стороне, где коровы, предположительно, были достаточно давно.
Место действительно оказалось замечательным. Мы расположились над обрывом, что был испещрен норками береговушек как сыр дырками. Спуск к воде оказался вполне преодолимым для человека, но не для коровы, что радовало возможностью искупаться у не истоптанного бесчисленными копытами берега.
Погода побаловала нас великолепным закатным небом и просторным зеркалом уходящего за поворот Дона, которое ближе к ночи постепенно начал затягивать туман. С реки наползала вечерняя прохлада, но от нее мы укрылись в уютном тепле жаркого костерка. Чай на этот раз был с дикими яблоками, размером с крупную вишню, из-за чего больше напоминал компот.
Вдоволь насытившись, мы еще долго сидели у огня, я начал засыпать, а когда проснулся, обнаружил, что товарищи ушли спать в палатку. Я же решил ночевать на улице, по крайней мере, пока не замерзну, для чего подкинул в костер дров и завернулся в спальник. Туман заволакивал все вокруг, клубился причудливыми столбами над рекой и мистически светился в свете появившейся на небе луны. Я не торопился засыпать, а сначала долго лежал, просто наслаждаясь окружающим миром, периодически подкармливая костерок.
Так я и проспал всю ночь, проснувшись возле погасшего костра уже далеко не ранним утром. Вопреки ожиданиям, в тумане я не намок и совершенно не замерз.
Так наступил последний день похода. Начался он, конечно же, с завтрака, долгих сборов и помывки велосипедов после вчерашних путешествий по грязи. Время сильно поджимало: до Лисок было еще далеко, а в 17 часов с небольшим шла единственная электричка в Воронеж, на которой мы могли успеть на поезд, так что третий день пути оказался настоящим марш-броском, с короткими передышками, безо всяких там обедов и чая.
С задачей мы справились вполне неплохо, преодолев остаток пути чуть меньше, чем за 4 часа. Из характерных особенностей этого участка маршрута упомяну, что в некоторых местах на грунтовках еще были порядочные грязные лужи от недавних дождей, причем в одном месте вокруг них сидели стаи ярких синих бабочек. Но я их не сфотографировал, дабы не терять темп, а то ведь здесь стоит только начать, и время улетает как в трубу. ДенисАнатолич словил клеща, который был вовремя замечен и не успел внедриться в его пышное тело.
Здесь сделаю важное замечание по поводу солнца. Как-то привыкнув к тому, что погоды стоят не самые ясные, мы потеряли бдительность и позабыли про антиобгорательный крем. А зря. Вечером того дня я имел счастье испытать не себе все прелести солнечного ожога, последствия которого окончательно прошли лишь неделю спустя.
Посадка на поезд в Воронеже не прошла без экстрима, во многом благодаря замечательной организации работы вокзала. Отправившись за багажными квитанциями, я оказался в хвосте длиннющей очереди. Честно выстояв ее, я услышал ответ "Я квитанции не выдаю, это надо выйти из вокзала, налево-направо-в дверь, и там взять в других кассах. Вас там должны без очереди пропустить." Да, да, я смутно припоминал, что в Тамбове на вокзале висит табличка "Оформление багажа вне очереди". Здесь же ее не было. Очередь в каждое окошко касс исчислялась десятками человек. Кое-как я пролез вперед, попав в очень неловкое положение, потому что сказал гражданам, что "багаж вне очереди", а кассирша на уточняющий вопрос сделала круглые глаза и ответила, что ничего такого не знает, очередь одна. Так что получилось, что я всех обманул и пролез первым. Но было б это еще полбеды, если бы эта кассирша по какой-то причине не смогла мне выписать только 2 квитанции. Второго такого позора в другом окне кассы я бы не вынес (ведь теперь мне бы пришлось лезть вперед, намеренно всех обманывая!), поэтому я вернулся к товарищам, которые уже во всю разбирали велосипеды. Время поджимало, ДенисАнатолич сел на поезд до Москвы и покинул нас, забыв целый мешок накупленной им в дорогу еды.
Мы разобрали велосипеды (на этот раз оба полностью) и потащились к нашему вагону, который, как и положено, находился от выхода на перрон на удалении прямо пропорциональном тяжести багажа. То есть в самом что ни на есть противоположном его конце.
И вот мы все в поту и с трясущимися руками дотаскиваем велосипеды до вагона, начинаем грузиться, и тут проводница обнаруживает, что у нас только одна квитанция. Не знаю: Наверное, я не умею договариваться, но я не просто не смог вызвать ее на контакт, а хотя бы пробиться через железный занавес, выставленный ею на всех подходах, пресекавший любые попытки увести разговор в сторону от темы "Ничо не знаю, нет квитанции - оставляйте багаж, а я не пущу, хоть режьте!".
До отправления 7 минут. Я, поняв, что против человека-скалы я бессилен, бегу со всех ног через подземный переход в кассы, где уже совершенно честно всем сказав, что опаздываю на поезд, пролезаю вне очереди, роюсь в карманах и, проникаясь состоянием паники, понимаю, что, похоже, билеты остались у тетки, и квитанцию мне выписывать не на что. К счастью, это мне только показалось, потому что руки у меня были мокрые и после таскания через весь перрон велосипеда плохо слушались. Нашелся билет, квитанцию я получил заплатив ЦЕЛЫХ 24 рубля!!! Матерясь, я добегаю обратно до вагона, и железная леди, наконец-то, успокаивается. 24 рубля! Ради них я носился тут как угорелый, из-за них меня могли не пустить в поезд: Короче, удержаться от мата мне сейчас стоит немыслимых усилий. Кстати, я до сих пор ничего не понимаю в этих багажных квитанциях. В Тамбове нам дали одну на 3 велосипеда за 143 рубля. Здесь же, почему-то, больше одного велосипеда в квитанцию вписывать отказались, зато взяли по 24 рубля за каждую. В прошлых поездках мне иногда в кассе вообще отказывались давать эти квитанции, а иногда я совершенно спокойно проезжал с велосипедом, никому ничего не предъявляя.
На этот раз с купе нам не повезло - все места оказались заняты, так что не зря мы разбирали велосипеды полностью. Воспользовавшись помощью одного из наших попутчиков, очень похожего на Абдулова в молодости, я упихал оба вела в отделение для багажа, и еще кое-как засунул туда одну пару колес.
Наконец-то расположившись, мы с облегчением вздохнули. Посадка в поезд в очередной раз оказалась кошмаром. Под мерный стук колес мы поглощали набранную с собой еду, включая ту, что купил себе в дорогу ДенисАнатолич, который в это время голодал в поезде, уносившем его в сторону Москвы. С попутчиками повезло: помимо Абдулова-младшего был еще дед, который много и интересно рассказывал про Воронежскую область, давая понять, что сюда можно еще ездить и ездить.
В Тамбове мы выгрузились без приключений, правда домой мне пришлось ехать на такси, а не на велосипеде, и вот почему.
Дело в том, что с тех пор, как я оснастил свое транспортное средство багажником в 2006 году, я так с ним и ездил, и снимать его мне никогда не приходилось. За эти годы винты очень хорошо прикипели к раме и, не смотря на использование смазки WD-40, один из них сорвался. А что такое сорванный винт в креплении багажника? Правильно - это невозможность навьючить велорюкзак. Таким образом, собирать велосипед на вокзале оказалось бессмысленным. Впрочем, лишние 150 рублей в бюджете поездки оказались уже копейками.
Поездка удалась. Никакие извраты погоды и мелкие неприятности не омрачили нашей радости от покорения новых мест, созерцания дивных видов, единения с природой, приобщения к религиозно-культурным ценностям и прочих сопутствовавших походу событий.
По поводу сорванного винта. Случись эта поломка в начале похода, а не в конце, она могла бы привести к непозволительным затратам времени, хоть и было все дело в каком-то несчастном винтике. Таким образом, надо взять за правило проверять перед маршрутом на откручиваемость и отсоединяемость все соединения велосипеда. Это, пожалуй, главное.
Бюджет поездки оказался где-то в пределах 3000 на человека, что, конечно, же, немыслимо дорого за трехдневный поход в соседнюю область, хотя и недорого в принципе. Подвела невозможность взять плацкартные билеты. Отсюда следующий вывод.
Не экономьте на билетах (точнее на их возможных возвратах)! Покупать их надо заранее, не боясь потерять немного денег в случае, если планы изменятся. Ну, и, конечно же, всеми правдами и неправдами стремиться взять плацкарт. Купе - это на крайний случай (во-первых - неудобно, во-вторых - выброшенные деньги).
Багажные квитанции, все-таки, надо брать. Бюрократический аппарат РЖД работает со скрипом и перекосами, а квитанция - это такая своеобразная смазка (чем смазывается бюрократия? бумажками, конечно!)
Накрывайте рюкзаки, отходя от велосипедов, чтобы потом не бежать под дождем, беспокоясь за сухость вещей.
И, в который уже раз (а я об этом пишу, наверное, в каждом отчете о походе): крем от обгорания надо не просто с собой брать, его надо еще и своевременно наносить.
И небольшое наблюдение по поводу выбора велосипеда.
Когда мы продирались через поливаемые дождем грунтовки, я заметил, что мой велосипед выглядит более плачевно, чем у компаньонов. Меня это как-то расстраивало. Анализ конструкции велосипедов показал следующее.
На моем велосипеде Merida Matts Sport 100 передний суппорт находится слишком близко к заднему колесу (при первой передаче подходит к нему почти вплотную), что обусловлено конструктивными особенностями рамы. В хорошую погоду это незаметно, однако в дождь, когда грязь наматывается на колеса, суппорт начинает собирать ее на себя, работая как лопаточка. Через полученный грязевой ком протягивается цепь, что приводит к дичайшему загрязнению ходовой части.
На велосипедах моих товарищей, в частности на Merida Kalahari 510, суппорт заканчивается ДО колеса, благодаря чему отстоит от него намного дальше, чем у меня, и грязи на себя собирает на порядок меньше.
Отсюда я сделал важный вывод: при покупке велосипеда для бездорожья взаимное расположение переднего суппорта и колеса имеет значение.
Вышеприведенное замечание является исключительно моим личным мнением, которое сложилось у меня только в этом походе, так что, не исключаю, что это мне только показалось.