Отчет о Таманском велопоходе, Иванов А.В., сентябрь 2008
См. также:
Нитка маршрута (картинка)
Альбом фотографий (продублирован справа)
http://picasaweb.google.com/ivvva1/wKNyfB
Сайт автора
Блог автора
Содержание
Введение. 2
Собственно,
отчет. 2
8:50
14.09.08 - в поезде. 2
16:41
14.09.08 - в поезде. 2
Новороссийск,
11:46 15.09.08 - 0. 2
Где-то
под м. Утришем, 22:18 15.09.08 - 49.59, 50. 3
Витязево,
ночь - 62.63, 5:31, 113. 4
Бугазская
коса - 30.07, 3:38, 143. 5
Тамань,
Карабетова гора, вечер - 42.10, 3:25, 185. 6
Пересыпь
- 54.24, 3:57, 240. 7
Новороссийск,
22:03 20.09.08 - 121.67, 6:35, 361. 9
Новороссийск,
поезд - 14.83, 0:46, 376. 10
Выводы.. 11
Общее
впечатление. 11
Об
одиночном походе. 11
Стоимость. 11
Корректировка
маршрута. 11
Взаимоотношения. 11
Снаряжение
и мысли по его поводу. 11
Палатка. 12
Чехол
для палатки. 12
Колышки. 12
Свечи. 12
Полотенце
и веревочки. 12
Промывка
цепи. 12
Вода. 12
Этот велопоход
был самым спонтанным из всех, что случались в моей жизни. А началось все... с
Наташи, моей хорошей подруги, которая вдруг собралась в пансионат в Керчь. Она
долго меня агитировала, однако разного рода пансионаты где all included меня не очень
привлекают, поэтому сначала я отказывался, а потом придумал вот что: пусть
Наташа едет в Керчь, а я поеду с велом под мышкой в Новороссийск, откуда доберусь
до Керчи дня за 2-3, где и присоединюсь к ней. Так и мы бы потусили в
пансионате, и я бы покатался... Однако пансионат оказался уже закрыт, а прогнозы
погоды не радовали, в связи с чем Наташа от своих планов отказалась, т.к.
настроение у нее в тот момент было плохое, и хотелось ей только валяться в
кровати под теплым пледом и ничего не делать. А что же я? Я загорелся идеей
похода настолько, что наличие или отсутствие попутчиков уже не являлось для
меня определяющим фактором, поэтому я начал действовать. Недельный отпуск + 1
отгул я получил без проблем, билеты до Новороссийска и обратно тоже взялись на
удивление легко (причем, что особенно приятно, билеты на прямой поезд, а не
тот, что из Мичуринска), так что два основных вопроса решились как бы сами
собой. В оставшиеся 5 дней я предпринял некоторые попытки все-таки найти
попутчиков, но, к сожалению, сроки были слишком сжаты, и никто из моих друзей и
тамбовских байкеров, которым я тоже кинул клич, присоединиться ко мне не смог.
Маршрут я
набросал очень приблизительный, и, разумеется, в действительности проследовал
по нему только частично. Очень удачно нашел в Инете километровки всей
интересующей меня местности. В последний день перед отправлением, когда я
все-таки отказался от витья гнезд из полиэтилена и пошел в магазин за палаткой,
Наташа вдруг поняла, что была неправа и поддалась минутной слабости, когда
решила никуда не ехать, но увы, было уже поздно.
Небольшое пояснение. Три числа,
завершающие начало каждой записи (например, "62.63, 5:31, 113")
обозначают пройденную за день дистанцию, время на колесах, общую протяженность
пути.
Сборы, как
всегда, были долгие и бестолковые. Раньше я думал, что такое бывает от
неопытности, но теперь мне начинает казаться, что дело здесь больше в
раздолбайстве.
В последний
момент я обнаружил, что не могу найти компас. Вот ведь, впервые представился
случай воспользоваться им по назначению, а он пропал. Однако прибором этим я
все-таки обзавелся, найдя его в запасниках ДенисАнатолича, что пылятся у меня
на чердаке таинственной грудой.
Так или иначе,
но на вокзал я успел вовремя и загрузился в поезд, в чем мне удачно помог
пришедший провожать представитель тамбовских байкеров.
Проехали Лиски.
Полный ностальгических чувств, принялся рассказывать попутчикам о нашем
недавнем похождении по меловым горам и пещерам. Ждали появления по правой
стороне горы Шатрище, но это оказалась другая ветка, хотя вдоль нее мы с
ДенисАнатоличем, наверное тоже проезжали.
В поезде первое
время было жутко холодно, так что мне тут же пригодились захваченные в
последний момент шерстяные носки и теплая лыжная кофта. Облаченный в теплое и
накрытый толстым одеялом, я, наконец-то, согрелся.
По всему пути на
улице либо дождь, либо холодно и пасмурно, и это вселяет некоторую тревогу,
хотя Гисметео и обещал, что все будет хорошо.
Приехал,
собрался, погоды дивные.
Прокатился по
Новороссийску. Все-таки там прекрасная набережная. Некоторое время просто
катался по ней в прогулочном темпе и наслаждался. Потом неспешно проехал по
улице Советов, прикупил в магазинчике две литровых бутылки Акваминерале и
направился к выходу из города.
Тут-то я
вспомнил, что такое подъем 12% и передача 1-1... Без бешеного даунхилла, понятное дело, тоже не
обошлось.
Так я и добрался
до Абрау-Дюрсо. Хотел уже проехать его насквозь, но на пути мне попался дивный
скверик (видимо, культурный центр поселка). Наслаждаясь видом озера Абрау, я
совершил очередной перекус, потом долго наблюдал, как туристы фотографируются с
игуаной по кличке Барсик. Барсик был флегматичен, как и подобает игуане.
Фотографироваться я с ним не стал. Фотки игуан у меня уже есть, мои - тем
более.
В скверике
имеется фонтан, много цветов и непременный атрибут курортного города -
симпатичная оградка с белыми столбиками и ротондой.
На этом мое
знакомство с Абрау-Дюрсо закончилось, и я направился дальше: сначала в обход
озера, а потом - на штурм очередного серпантина.
На одном из
витков обнаружил несколько деревьев, сплошь увязанных ленточками. Сразу же
возникло 2 мысли: 1. Здесь надо обязательно повязать ленточку и загадать
желание; 2. Наверняка сюда приезжают местные свадьбы. На следующем витке
оказалось такое же место. Там отчетливо пахло нечистотами и все было завалено
презервативами.
Куда-то в
сторону отходила грунтовка, и я подумал... ох, лучше б я не думал... Сначала
дорога шла под приемлемым углом, и по сторонам встречались кострища, потом подъем стал заметно крутеть. На
развилке я выбрал ту дорогу, что положе и уже в исступленном стремлении к цели,
начал ломился по ней. Подъем вскоре стал вообще нереальным, а дорога
превратилась в тропу, однако назад поворачивать было бы уже просто неприлично.
На вершине горы оказался огороженный колючкой домик со злой собакой, кучей
антенн и вышкой. Ретранслятор.
Дорога от ворот
привела меня назад, к той же развилке.
Так что, пройти
на другую сторону горы альтернативным путем у меня не вышло, пришлось вернуться
на асфальт и совершить феерический даунхилл
в Дюрсо, которое я проехал не глядя. Асфальт вдруг кончился. Еще через
пару спусков-подъемов я оказался рядом с платным автокемпингом и, чисто из
любопытства, решил узнать, что там почем. Это решение оказалось поворотным.
Сначала я спросил, сколько будет стоить
просто искупаться. Оказалось бесплатно. Я немедленно спустился к воде и впервые
в этот приезд окунулся в море. О, это было божественно. Я долго плавал, а потом
до изнеможения нырял с маской в кристально чистой воде, где колыхались поля
бурых водорослей и сновали стайки небольших рыбок. Но, как бы там ни было
прекрасно, а надо было отправляться дальше... Наивный! Я надеялся добраться до
Витязево до темноты (а время уж шло к семи). И вот я собрался и начал
вытаскивать велосипед по ступеням на дорогу. Появился мздоимец, и было ему
скучно. Сначала он предложил мне посмотреть телевизор, потом завязался
разговор, в ходе которого он отговорил меня от продолжения маршрута и сказал,
что он меня не видел, становись где хочешь, а если будут наезжать, то скажи,
д'Артаньян разрешил.
Так я и сделал.
Поблагодарив д'Артаньяна, я нашел не самое удобное место на крупной гальке, но,
зато, прямо рядом с морем и прибоем.
Ох, и прав был
д'Артаньян! Не успел я разложить палатку
и поставить чайник, как внезапно стемнело... Я ж ведь опять забыл, что тепло -
не значит лето.
Ночевка была не
совсем комфортной, но к утру мое тело приобрело необходимые формы, что бы
вписаться в гальку, и я вполне неплохо вздремнул часиков до 10.
Особо отмечу,
что и эту, и все последующие ночевки в палатке, сопровождала ослепительно яркая
полная луна. Она, в большинстве случаев, позволяла обходиться без
дополнительного освещения, хотя я все равно пользовался свечкой, для пущего
романтизму. Лунный свет ближе к полуночи заливал все вокруг, превращая
окружающий пейзаж во что-то мистически-нереальное, а накатывавшиеся на берег
волны вспыхивали в нем ослепительным серебром.
Лишь
проснувшись, я в костюме Адама ломанулся в море. Костюмчик сей я больше не
снимал вплоть до свертывания лагеря. Да уж, как-то вдруг стал натуристом.
Завтракал в
лучших традициях ДенисАнатолича кашей "Быстров", обильно сдобренной
изюмом, и, разумеется, чаем со сладостями.
Итак,
прикрыв-таки наготу и свернув лагерь, я выехал часов в 12. Чтобы не нервировать
мздоимцев, вылез с велом по крутой тропинке в обход их гнезда.
Так начались 23 километра горных
грунтовок. Миновав м. Утриш, где были замечены автокэмперы, дорога повела меня
от моря и к горам. Чего стоил мне подъем к оз. Сухой лиман не дано выразить
банальными словами... Это был случай, когда проникаешься особой эмпатией к
Сизифу.
Итак, лиман
действительно оказался сухим. За ним ютились в зарослях несколько брошенных
домиков. Из леса доносились подозрительные звуки. Настолько подозрительные, что
я даже переложил нож и баллончик в напузный карман. Потом, сам же усмеявшись
над своей паранойей, сел на лавочку и перекусил Твиксом. Дальше была
бесконечная череда подъмов и спусков, которые давались мне все труднее, ибо
сказывалась усталость.
Что поразило на
этом участке дороги, так это полная тишина и почти отсутствие людей
(встретились 2 машины).
Финальной
стадией участка м. Утриш-Сукко стал феерический спуск, в ходе которого я пришел
в иррациональное состояние "да когда ж это, наконец-то, кончится?!".
Суть в том, что казавшийся бесконечным проселочный даунхилл вынуждал бешено
вцепляться в грипсы и почти постоянно давить тормоза, ибо скорость больше 25-28
по такой дороге, да еще и с 15-килограммовым рюкзаком на багажнике, смерти
подобна.
Когда взору
моему вдруг открылась панорама Сукко, я испытал примерно то же, что Колумб при
крике "земля!".
Сукко. Курортный дух здесь во всем, и
его флюиды немедля проникли и в мой организм. Я остановился у открытого кафе и
с наслаждением заточил пельменей с салатиком и соком.
С приятной
сытостью в животе я выехал на их суккский пляж, где яблоку, в принципе было,
где упасть, а вот небольшой дыньке - уже негде.
Там я подкатил вел почти к воде, сложил все ценное в карман рюкзака,
который оказался снизу при положении транспортного средства на бок, и
осуществил небольшое купание или, скорее, омовение.
Впереди была
Анапа. Несколько подъемов-спусков, и финальный мегадаунхилл к означенному
городу. Супсех промелькнул мимо так быстро, что я даже его не заметил.
Анапа. Первое
впечатление неприятное, но я быстро сориентировался и взял направление к морю.
Выехал в дубовую рощу, где стояли палаточники. Удивился, даже спросил у людей,
а город ли это, или же еще пригород?
Набережная Анапы
весьма интересна. Во-первых, она очень и очень длинная. Во-вторых, состоит из
двух частей, называемых "высокий берег" и "низкий берег".
Дорога по высокому берегу проходит на головокружительной высоте над находящимся
внизу пляжем. Здесь набережная вплотную соседствует с кладбищем, что тянется
вдоль нее за забором. По мере продвижения к центру города берег становится
ниже, пока вдруг не превращается... в песчаный! Да, да, именно здесь
заканчиваются камни и начинается песок.
Миновав
бесконечную набережную, обладающую всеми необходимыми атрибутами набережной
курортного городка, выехал на дорогу в Витязево. Границы между городами, как
таковой, нет: вдоль дороги тянутся и тянутся пансионаты, лагеря, турбазы и т.п.
Даже указателя "Витязево" я не видел, а узнал, что приехал от теток
на остановке.
И еще одна
деталь, поразившая меня. Почти всю дорогу от Анапы до Витязево я ехал по самой
настоящей велосипедной дорожке! Я был в шоке, я думал у нас в стране их не
бывает.
Немного
поплутав, выбрался к знакомым местам. Ностальгически проехал культурный центр и
потащил велосипед к полосе прибоя в надежде, что по ней можно ехать. Надежды
оправдались! Я набрал скорость, и довольно быстро покатил по влажному песку.
Иногда накатывали волны, и колеса разбрызгивали соленую воду. Так я долго
несся, сам не зная куда, и ни с чем не
сравнимое ощущение свободы охватывало меня.
Кроссовки
насквозь пропитались соленой водой, а небо начало стремительно темнеть. В конце
концов, я остановился у одиноко стоящего (единственного работающего на
несколько километров) летнего кафе со скучающей продавщицей. Мы немного
поговорили, и я обосновался где-то в 100 метрах от него, что оказалось очень удобно,
полчаса спустя я вернулся в кафе за пепси.
Далее была
стандартная последовательность действий: установка палатки, купание-омовение,
еда (роллтон с недоеденным еще с Мичуринска лавашом) и неизменный чай.
На море царило
сильное волнение, так что я даже начал опасаться, как бы меня не залило. Но все
обошлось, хотя, несколько раз мне приходилось выглядывать из палатки, проверяя,
не подкралось ли море слишком близко. Море хоть и бушевало, границ приличия не
переходило. Так, под неистовство прибоя,
я и заснул. Спал удивительно хорошо. Все-таки, песок приспособлен для этого
куда как лучше, чем камни.
Утро началось
для меня часов в 9. Позавтракав, искупался и тронулся в путь.
Волны
накатывались и накатывались на берег, а я отмерял очередные метры пути.
Окружающий пейзаж был удивителен. Даже не столько пейзаж, сколько вся картина в
целом. Итак, представьте: море, прибой, яркое солнце, бескрайний и абсолютно пустой песчаный берег. То есть,
изредка там попадались рыбаки, но это изредка, и ощущения дикости и пустоты они
не нарушали. Несколько раз я останавливался, без стеснения скидывал одежду и
плескался в ласковых волнах (не буду тут изгаляться с метафорами в жалких
попытках описать их цвет).
Но путь этот был
вовсе не легким, как могло показаться. Велосипед хорошо идет по полосе прибоя
лишь местами. Иногда же он начинает ни с того, ни с сего, зарываться колесами в
песок и ракушки, и требует огромных усилий для вывода на "фарватер". Порой
приходилось тащить зарывающийся велосипед по нескольку сотен метров, прежде чем
под колесами вновь оказывался песок подходящей консистенции. Причем, плотные и
<зыбучие> пески на внешний вид ничем друг от друга не отличаются. В некоторых
случаях, начав завязать, я исправлял положение резким поворотом в сторону моря,
прямо в волны. Такой маневр спасал меня где-то в половине случаев. В случае же
неудачи я привычно оказывался стоящим по щиколотку в воде рядом с зарывшимся
велосипедом.
Постепенно дикие
места кончились, начались пляжи и народ. Из последних сил я втянул себя и
велосипед в станицу Благовещенскую. Я был обессилен, а покрытый толстым слоем
песка велосипед издавал ужасающие звуки. За обилие песка и морской воды, думаю,
он еще скажет мне большое велосипедное "спасибо".
В Благовещенской
я перекусил: съел чанахи и чебурек, запив это орандж содой. Затем вымыл ходовую
часть велосипеда в пресной воде, и отправился дальше. Но только не по берегу!
Хватило с меня уже брызг и песка. Преодолев небольшой подъем по направлению от
моря, я оказался на пустынной асфальтовой дороге. Где-то впереди маячила водная
гладь, а на горизонте в дымке угадывались пологие холмы. Надо сказать, что к этому
моменту я ориентироваться на местности перестал окончательно, и ехал только
чтобы ехать, исходя из положения, что любая дорога рано или поздно куда-то
приведет.
Оказавшись на
грунтовке, идущей над небольшим обрывом, я был не то, что бы сильно удивлен,
увидев простирающийся в обе стороны абсолютно пустынный берег странно темного
цвета. Но что-то в нем настораживало. Еще немного подумав, я понял, что здесь
не так: не было волнения. Т.е. вода была спокойна абсолютно. Странно... В
сочетании с полной тишиной, солнцем и миражами пологих гор где-то вдалеке,
картина произвела на меня сильное впечатление. Немного правее вдаль уходила
коса, а чуть дальше ее конца виднелась парочка островов. Если бы это все надо
было как-то назвать, то я бы предложил вариант "На краю земли".
Хоть коса никуда
и не вела, а заехать на нее было необходимо, коль уж я здесь оказался. Внизу
стояла Нива, возле которой два кайтера возились со своими крыльями, а
неподалеку был грузовичок с фургоном, возле которого за столом сидел мужик и
продавал виноград, по крайней мере, таково было первое впечатление. В тот
момент я не задумался над идиотизмом ситуации: где-то на краю земли, где кроме
двух кайтеров, днями не бывает ни души, кто-то что-то продает...
Я спросил
"продавца", куда я, собственно, попал. Ответ сразу же многое
прояснил. Передо мной был Бугазский лиман. Я сразу же понял, что это за коса, и
где эта точка на карте.
Я хотел купить
винограда, но оказалось, что товарищ его вовсе не продает, а отдает так (набрал
целое ведро на заброшенных виноградниках неподалеку). Я сел рядом с мужиком и
мы принялись вместе есть виноград. Солоноватый, видно, мыт в воде из лимана, но
очень вкусный. Так мы долго сидели и говорили. Товарищ оказался бомжом Витей.
Т.е. не совсем бомжом, т.к. живет в машине. Летом промышляет рыбалкой, зимой
присматривает за богатой дачей одной гражданки. Так и живет.
Мы долго душевно
прощались, и с собой он мне дал целый мешок того винограда. Девать мне его было
уже совсем некуда, поэтому пришлось привязать на руль.
Разобравшись с
географией, я тронулся а сторону Бугазской косы. На косе со стороны лимана
увидел целую стаю кайтеров и серфингистов, что отважно бороздили водную гладь.
Захватывающее зрелище. И как они
ухитряются двигаться против ветра?
Далее дорога по
косе стала совсем уж непроходимой, и мне пришлось вернуться к прибоекатанию,
которым я и занимался остаток вечера. Когда на одометре было 30 км за день, я остановился.
Хоть это и всего лишь 30 км,
но вымотали они меня изрядно.
Далее привычый
сценарий (хотя последовательность его элементов оказалась нарушена): еда, чай,
палатка, купание. И сон, конечно же...
Ночь на косе
выдалась тяжелой. Штормило, море неистовствовало, а ветер, так радовавший днем
кайтеров, бешено кидался на палатку, надувая ее как парус. Стены хлопали
подобно крыльям, и вообще, все ходило ходуном. Колышки начали вырываться из
песка, так что мне дважды приходилось выскакивать под пронизывающий ветер,
носиться по берегу в поисках палок и укреплять злополучные железки. В дело пошли и два здоровых выбеленных
солнцем пня, которыми мне пришлось придавить палатку с наветренной стороны.
Короче, внутри этого хлопающего паруса спалось мне не очень. Но 2-3 часа
непрерывного сна я-таки урвал.
Промозглое утро.
Около 9 часов я вылез на свет божий, облачившись в термуху и флиску. Ветер все
так же рвал палатку и периодически швырял в нее поднимаемые в воздух горсти
песка, солнце временами пробивалось через тучи, а коса была все так же
пустынна.
Из-за ветра я
отменил традиционный завтрак, т.к. зажечь примус можно было только в палатке,
что не есть безопасно. Так что пришлось завтракать шоколадом с водой,
по-спартански.
И снова путь по
косе с чередованием пеших и скоростных участков. Немного распогодилось, хотя
ветер никуда не делся.
Чувствуя, что
скоро безлюдье закончится, я решил совершить очередное нуддистское купание. И
тут чуть не приключилась катастрофа... Я поставил велосипед педалью на
полузатопленный бетонный блок, а сам предался единению с водной стихией... Несколько
внезапно больших волн накатили на меня, потом я обернулся и огромными прыжками
кинулся на берег: велосипед упал. Видимо, волны добили до него, затягивая
колеса в песок, от чего равновесие потерялось, и железный конь кувыркнулся. А
ужас состоял в том, что упал он, окунув в воду ВСЕ самое ценное, включая
фотоаппарат и КПК.
Здесь я буду
петь оду прочным чехлам. Фотоаппарат остался почти сухим, а до КПК вода не
дошла, т.к. он находился между паспортом и кошельком. Короче, обошлось. Я
перевел дыхание и разложил подмоченные вещи сушиться, а сам все-таки предался
единению. И было это мое последнее купание в Черном море в этот раз.
Пока
перепаковывал вещи (уже одетый) мимо прошел пожилой мужчина с женщиной топлесс.
Жаль, что была она уже не в том возрасте, чтобы вызвать у меня интерес. Мы
перебросились несколькими словами, я в хорошем рывке преодолел еще пару
километров и понял, что пора на асфальт. Сил на движение по полосе прибоя (в
т.ч. и моральных) у меня уже не осталось, ведь почти 30 километров я
преодолел по прибрежному песку и ракушкам. Да и насмотрелся я уже и на
прибой, и на безлюдные пляжи.
Я свернул прочь
от моря, миновал множество пустых баз отдыха и вскоре оказался в Веселовке, по
пути посмотрев с высокого берега на Бугазский лиман и на видневшуюся на
горизонте ниточку пройденной мной косы.
В станице я
разжился молочным чудо-обедом из чудо-йогурта и чудо-шоколада, и направился в
Тамань по прямой как стрела дороге. По сторонам простирались какие-то сады,
виноградники, с разных сторон виднелась водная гладь и пологие холмы в дымке.
Тамань. Первым делом я отправился на
набережную.
Искупался в
мелком, зеленом и холодном Таманском заливе. Пока обсыхал, поговорил с
отдыхающими на мостках. В очередной раз наткнулся на непонимание моей миссии.
Полнотелая девушка откуда-то из Сибири все пыталась выяснить, зачем мне это
нужно, и никак у нее в голове не укладывалось, что делать каждый день по многу
километров по пересеченной местности, ночевать в новом месте в палатке и
питаться Роллтоном и Быстровым - это само по себе удовольствие. О, да! Она не
знает как хорош роллтон с приправой из километров!
Потом поехал
набрать воды. Воды не набрал, зато угодил под сильный дождь, который очень
удачно пережидал под навесом, доедая виноград бомжа Вити и разговаривая с
некими экскурсантами, прибывшими как бы посмотреть домик Лермонтова, а на самом
деле - подегустировать вина.
Настроение у
меня как-то упало, видимо из-за дождя, и я лениво поехал по улицам, затарившись
по пути едой на ужин.
Немного
распогодилось, и я приступил к поискам Карабетовой горы. Собственно, искать ее
было не надо, ибо от Тамани она и так неплохо видно. Искать надо было путь, чем
я и занялся, колеся холмистую степь по совершенно неудобоваримым дорогам. В
определенный момент трава почти сошла на нет, и я ломанулся прямиком,
руководствуясь основным направлением "в гору".
А вот и первый
кратер. Небольшой участочек растрескавшейся земли с истоптанной копытами
лужицей серой грязи. Чуть ниже обнаружился еще один, лениво булькающий. И еще
несколько поодаль. Вулкан спал. Дремал.
Вечерело, в
связи с чем поиски основных кратеров я отложил до завтра, а сам занялся поиском
места для ночлега.
Вот дивная
ложбинка, а там... странный участок с отличающейся от окружающей травой,
отороченный по краям каймой из фиолетовых цветочков. Так и хочется поставить там палатку. Но
что-то здесь было явно нечисто. Так и есть - я уже успел заметить, что такого
вида растительность отмечает путь, по которому стекает грязь при вулканической
активности. Так что, столь любезно предложенное местечко я проигнорировал и
устроился чуть повыше, там, где трава обыкновенная. Предварительно пришлось облачиться
в перчатки и хорошенько прополоть место моего будущего лежбища от колючек.
Ужин был на этот
раз праздничный. К привычному роллтону прилагалась еще купленная в Тамани колбаса и, главное, пепси-кола, придававшая
кушаньям особо дивный вкус.
Ночью несколько
раз начинался дождь, в связи с чем мне пришлось перестраховаться: засунуть все
ценные вещи в мусорный мешок, ибо
неизвестно, каким потопом внутри палатки мог обернуться сильный ливень. Зато
под дождевые звуки хорошо спалось. Еще несколько раз начинало поливать утром. Я
спал прекрасно. Место для лагеря я выбрал очень удачно: не стихавший всю ночь
ветер лишь изредка долетал до меня и слегка, по-дружески, похлопывал палаткой.
Итак, утро на
вулкане. Замечательное яркое солнце, жаркое, но периодически скрываемое
облаками. Вокруг - склоны защищающих мой лагерь от ветра холмов. И почти
тишина. Если прислушаться, то можно уловить звуки трассы.
Я долго и с
удовольствием завтракал (стандартный набор), потом устроил фотосессию с
пойманным богомолом и кузнечиком. Кузнечики там - это не просто кузнечики, это
лоси. Они птицами выпархивают из-под ног, а когда случайно налетают на тебя с
размаху, то едва ли не опрокидывают.
Царство ветра и глобальный топографический
кретинизм.
Так, не спеша, я
собрался и тронулся в путь, наверное, ближе к часу. Цель моя была - найти основное жерло
Карабетовой горы. Стоило мне выбраться из гостеприимной ложбинки, как я
оказался на покрытой жухлой травой и обдуваемой бешеным ветром вершине одного
из отрогов. Ветер был знатный. Много раз я проникался благодарностью к Лунному
Ворону за то, что мне по пути с этим ветром, а не наоборот. Вскоре обнаружилась
дорога, приведшая меня к кратеру, как я думал на тот момент, основному. На
покрытом растрескавшейся грязью участке возвышались несколько грифонов, один из
них довольно свежий, высотой около метра, с небольшим отверстием на вершине и
еще влажными потоками грязи. Увы, буйство стихии здесь миновало, причем, совсем
недавно.
Решив, что на
этом шоу окончено, я медленно поехал дальше по растрескавшейся земле в поисках
выезда на дорогу. О, нет! Шоу еще не закончилось! Финалный феерический акт
Карабетова гора сыграла совершенно неожиданно.
Настолько
неожиданно, что я даже сначала не понял, что это за странная серая насыпь
впереди, настолько она диссонировала со ставшей мне привычной картиной Горы.
Подъехав поближе, я обомлел: эта титаническая серая куча, изрезанная густой
сетью глубоких трещин, и была главным кратером. Увы, с десяток расположенных
вокруг грифонов были безжизненны... Но! Лишь попытка представить себе, как это
все образовывалось, приводила меня в некое благоговение. Осмотр кратера занял у
меня много времени, и я остался доволен. Одного этого уже достаточно, чтобы
однозначно не считать день прожитым зря.
Еще раз вкратце
упоминаю о том, что все предыдущие события происходили под постоянный аккомпанемент
обезумившего ветра и на фоне невыразимо дивных видов окружающей местности, что
свободно просматривалась во все стороны на много километров. Общее впечатление:
сюрреализм, бредовый сон, другая планета.
Ориентируясь на
поблескивающую вдали водную гладь Таманского залива (как я наивно полагал), я
начал спуск с горы. По пути обнаружил еще один безжизненный грифон правильной
конической формы, метра 4 в высоту.
Почти идеальная
грунтовка привела меня в место, обозначенное на карте как МТФ, где три огромных
собаки с лаем меня окружили. Из какого-то домика вылез небритый заспанный
мужичок, проводил меня мимо собак, и я продолжил путь по полям. Затем начались
бесконечные виноградники, и через некоторое время я выехал на трассу. Обнаружив
движение за одной из изгородей, я поздоровался с бабкой и спросил, куда я, собственно, попал? В Прогресс. Внимательно
смотрю на карту и не вижу там такого названия. Понадобилось еще энное
количество времени и помощь еще одной тетки, что бы я врубился в реальное положение дел, едва не
закатившись при этом гомерическим хохотом. Я не мог найти Прогресс на берегу
Таманского залива потому, что вода, по какой я ориентировался была, на самом
деле, лиманом Цокур, и ехал я, получается, совсем не туда, куда думал, а вовсе
даже и в противоположную сторону.
Что ж,
наверстывая упущенное, я на скорости 25-32 помчался в Сенной.
Следующая цель -
г. Цимбалы. Цимбалы оказались еще более безжизненными, чем Карабетка. Хотя
грунт под колесами во многих местах был характерный, единственным напоминанием
о том, что некогда этот вулкан действовал, оказался расположенный на вершине
первой горы гряды старый-престарый кратер с останками грифонов и растущей
концентрическими кругами растительностью, которую я видел и на Карабетке.
Печальное зрелище и гнетущее впечатление (напоминаю про ветер с его непрерывным
шумом и завыванием: он никуда не делся). Две другие горы оказались еще более
мрачными, ибо покрыты они были выжженной травой. Здесь никаких вулканических
признаков вообще не оказалось.
Вдали показались
домики и две воды. Это были станица Ахтанизовская, одноименный лиман и плавни
Химки.
Мысль о ночевке
на Цимбалах, зародившуюся у меня не так давно, я отринул, ибо слишком мрачны
они были, а ветер обтекал пологие вершины со всех сторон, делая их неудобными
для ночевки, откуда ни глянь.
Так что я начал
спуск в ст. Ахтанизовскую. В самой станице ничего интересного не оказалось, так
что я в хорошем темпе преодолел расстояние до Пересыпи и до одной из целей
моего путешествия - Азовского моря.
Когда под
темнеющим небом я ехал по ул. Морской в сторону, разумеется, моря, внимание мое
привлекли гостеприимно распахнутые ворота с надписью "Сдаются
комнаты" и счастливым номером 13. Исход дня был решен: я быстро
договорился о цене (200 р.), оставил вещи и налегке отправился к морю... Так
вот ты какой, Азов...
После небольшой
прогулки по берегу уже в полной темноте вернулся в станицу, где купил
продуктов, 0.5 л
"Изабеллы" и, вернувшись домой, закатил пир горой.
Особо отмечу,
что впервые за 5 дней я искупался не в море, а под горячим душем. Оооо... Это
был достойный финал дня.
Утро выдалось
дивным. Как следует понежившись в настоящей кровати, я налегке отправился в
населенный пункт <За Родину>, где располагается еще один, последний, интересный
объект на моем маршруте - грязевой вулкан Тиздар.
Мздоимцы на
входе хотели содрать с меня 200 р., но, как с "местного", взяли 100.
Эх, знали б они, какой я "местный"...
В кратере
одиноко сидел один-единственный гражданин. Проблему оставления велосипеда я
решил быстро, воспользовавшись услугами смотрителя. Переоделся я
непосредственно возле кратера и погрузился (не без содрогания) в серую гущу...
Ощущения забавны. Сначала, вроде как, холодно,
но стоит остановиться, как тут же становится тепло. Утонуть в грязи нереально.
Если принять вертикальное положение, то ноги
оказываются висящими безо всякой опоры, а тело погружается не глубже,
чем до уровня груди. Стоит лечь, как все, кроме задницы оказывается погруженным
лишь наполовину. Передвижение в грязи напоминает плаванье только отчасти. Основное
отличие - в полной безынерционности. Короче, описывать это сложно, нужно
пробовать, оно того стоит. Вдоволь побултыхавшись в грязи, я сфотографировался, задействовав в
этом деле смотрителя, и побежал отмываться.
Это было мое
первое в жизни купание в Азовском море. При свете дня оно оказалось заметно
зеленее Черного. Азов волновался. Пенные барашки один за другим набегали на
берег, и зрелище это напомнило мне об Айвазовском, причем сам собой выделился
корень "азов". Вода была вполне теплой и... почти несоленой. У меня
даже возникли подозрения, что эту воду можно пить без ущерба для здоровья. Если
вода из Черного моря напоминает на вкус Ессентуки №17, то Азовская вода,
скорее, похожа на Меркурий или даже Меркурий разбавленный 1:1 пресной водой.
Таково было мое
знакомство с Азовским морем. На ненагружнном велосипеде я с удивительной
легкостью преодолел обратную дорогу и
приступил к сборам, в процессе которых сделал изумительное открытие в области
оптимизации расположения предметов. Суть его состояла в том, что палатку
необходимо вынуть их чехла, скрутить продолговатой колбаской и плотно завернуть
в коврик. Учитывая, что я использую тонкий коврик, общие габариты полученного
свертка получаются примерно равными одному стандартному коврику.
Довольный своей
маленькой победой над пространством, я покинул гостеприимную Пересыпь и начал
самый трудный и неинтересный переход за весь маршрут.
Задача стояла,
на первый взгляд, простая: добраться до Новороссийска. И не так уж это и много
должно было получиться по километрам (около 110), если бы ни одно
обстоятельство...
Ветер. Тот самый
ветер, что рвал мою палатку на Бугазской косе, тот самый, что упорно пытался
сдуть меня с Карабетовой горы, теперь стал для меня настоящим проклятьем.
Только на небольшом участке от Пересыпи через Ахтанизовскую до ненавистной
трассы М25 он подгонял меня, давая мне возможность разогнаться до 30-40 км/ч. А потом началась
М25... Ветер с того момента не стихал ни на секунду. С каждым поворотом дороги
или изменением рельефа я надеялся, что чертов ветер станет хотя бы боковым, но
нет. Не буду в особых подробностях расписывать этот участок, скажу, что дался
он мне огромными усилиями.
Один раз
попытался поймать попутную Газель, но она оказалась груженой. Грузин-водитель
долго, обильно жестикулируя, объяснял мне дорогу, хотя, фактически все его
объяснение можно было свести к одной фразе "езжай по М25".
Где-то в районе
Натухаевки, выдыхаясь на очередном подъеме, остановился рядом с мужиком,
торговавшим виноградом и... старыми Волгами типа "Победа".
Разговорились. В очередной раз человек не понял смысла велопохода, но, зато,
бесплатно нагрузил меня виноградом (1,5 кг, не меньше). Он же присоветовал мне
срезать через Раевскую. И в чем-то он был прав... Километры я действительно
срезал, но вот время... Трасса М25 для того, видимо, и делает крюк, чтобы
избежать лишних подъемов.
Темнело. Я полез
в ксивник за красным фонарем и... не нашел его. Сильно матерясь, пристроил на
зад рюкзака Петцелевский налобник в режиме рассеянного света - ведь лучше иметь
белый задний фонарь, чем никакого. Несколько позже, когда вопрос заднего света
стал уже неактуален, я с изумлением обнаружил, что "потерянный"
фонарь лежит именно там, где я его и искал: Как он мог спрятаться от меня в
такой маленькой сумочке - до сих пор остается загадкой.
Свойство ночных
дорог становиться длиннее, меня буквально доканало. Трасса М25 начала казаться
бесконечной, а город-герой Новороссийск я начал мысленно обзывать
"город-мудак", хотя, объективно,
он был вовсе ни в чем не виноват.
Огни города
внезапно вспыхнули впереди, когда я втянул свое тело и все остальное на
очередной перевал, но тут же исчезли, стоило мне только начать спуск.
Все. Хватит!
Больше это продолжаться не могло, поэтому, лишь завидев большие неоновые буквы
"Гостиница", представив себе
теплую ванну, мягкую кровать и изысканные яства, я немедленно остановился и
вошел в просторный холл. Цена, по большому счету, уже не имела для меня
значения, поэтому я, не раздумывая, снял 2-местный номер за 1100 р., заселился
и пошел в гостиничное кафе предаваться чревоугодию.
Еда была
знатной. Гороховый суп с копченостями влился в меня как вода, а сытость пришла
лишь вместе с огромным сочным куском свинины на ребрышке с вареной картошкой и
бутылочкой пива "Золотой Фазан". Эту феерию вкуса завершила кружка
крепкого сладкого чая с лимоном.
Меланхолично
откинувшись на спинку стула и прислушиваясь к тому, как по организму
растекается ощущение тепла и сытости, я подумал: "А жизнь-то
налаживается... Да и не так уж и страшны эти 110 километров..."
(на самом деле, они действительно были бы не так страшны, кабы не ветер).
В номере меня
очень порадовала пачка DVD-дисков при отсутствии плеера. Кнопка сливного бачка
работала только с применением хакерских приемов, а в белоснежной ванне не было
пробки. Впрочем, пробка там была не нужна, т.к. в горячем кране была вода лишь
чуть более теплая, чем в холодном. Как ни странно, имелось жидкое мыло (с
омерзительным запахом) и туалетная бумага (самая дешевая). Одноразового шампуня
(пасты, щетки) не оказалось, в т.ч. и у администратора. В ванной установлена
обычная розетка без устройства защитного отключения, что, по-моему, не просто
недопустимо, а опасно для жизни. Короче, сервис топовый, всем рекомнндую: гостиница
"Жемчужина", трасса М25, на спуске перед въездом в Цемдолину со
стороны Тоннельной.
Проснулся я, как
ни странно, свежим, бодрым и отдохнувшим. Не осталось и следа от вчерашней
многокилометровой усталости, и в животе было хорошо, не смотря на весьма
обильную вечернюю трапезу.
Шиковать не
стал. Купил еды в близлежащем магазине и душевно поел в номере, глядя по
Кубань-ТВ КВН 1992 года.
Так, за
телевизором, я и скоротал время до 14 часов, затем, не спеша, собрался, забрал
со стоянки велосипед и поехал на вокзал - к финальной точке маршрута, замыкая
тем самым контуры неправильной кривой, вдоль которой я проехал за эту неделю.
Багажную
квитанцию не брал, нареканий не возникло.
Завершающим
аккордом моей истории будет упоминание о ночи в компании храпунов. Три соседних
места заняла парочка 22-летних деток с молодой мамой мальчика. Они оказались
хорошими попутчиками. А вот два боковых места заняли два полных мужичка в
возрасте, и с ними тоже все было хорошо, пока не настало время спать...
Они храпели
знатно, дуэтом. Правда один потом замолчал, а вот второй, которого мы утром, не
сговариваясь, прозвали "Весельчак У", производил изумительную гамму
всхрапов, всхлипов, вздохов и стонов. В общем, в точности как Весельчак У из
"Гостьи из будущего". Я даже достал фонарик, чтобы светить ему в
глаза, но внезапно сам заснул мертвецким сном.
Вот, собственно,
и все.
Все-таки, я
люблю Краснодарский край. Что бы там ни говорили снобы, которые, обычно
приводят в пример Турцию и Египет. Чтобы выносить подобные вердикты нужно
самому не просто увидеть, а
прочувствовать все эти бесконечные горные серпантины и кубанские ленивые холмы
с расстилающимися до самого горизонта дивными видами; бесчисленные лиманы,
озера и многие километры диких песчаных
кос; раскинувшиеся насколько хватает глаз, сады и виноградники; странные
кратеры с булькающей грязью и грозно дремлящие вулканы, покрытые
растрескавшейся желтой землей... Простите, но тот, кто побывав в пансионате в
Анапе и Геленджике, начинает кидать пальцы по поводу того, что ноги его больше
не будет в Краснодарском крае - жалкий дурак, оценивающий Майкла Джексона на
основании напевов Рабиновича. Если для этих людей главное не место, а сервис,
то, думаю, ехать им никуда и не стоит: в той же Москве есть гостиницы с
великолепным сервисом, а так же различные салоны и солярии на любой вкус.
Впрочем, это была лирика. Мое отношение к Краснодарскому краю, думаю, все
поняли, и я говорю, что вполне возможно поеду туда еще и еще раз.
Не так страшен оказался черт:
Честно говоря, я и сам не ожидал, что все пройдет так гладко и спокойно. Мне
теперь периодически задают вопрос: а не было ли мне скучно? Не говорил ли я там
от тоски сам с собой? И т.п. Отвечаю: нет. Я был слишком занят самим походом и
переживанием обрушившегося на меня шквала новых впечатлений, чтобы успевать
скучать, а недостаток общения я компенсировал фото- и видеосъемкой, а также
однонаправленным общением с будущими читателями этого отчета. Иногда - разговорами
с местными жителями.
Также в верхней части рейтинга
держится вопрос о том, не было ли мне страшно?
Как ни странно, не было. Ну, почти
не было. Единственные страхи, с которыми я столкнулся в этом походе, были: 1)
страх захлестывания палатки волнами; 2) иррациональный страх невидимых
обитателей мертвой деревни Сухой Лиман; 3) большие злые собаки. Это, пожалуй, и
все.
Я точно не
берусь оценить стоимость моего похода, но могу точно сказать, что вместе с
дорогой он обошелся мне не более 5000 р.
Изначальный мой
план не выдержал испытаний реальными условиями. Закладывать в расчеты дневной
пробег более 40 км
можно только при условии, что не более 15-20 из них проходит по бездорожью. Мой
среднедневной пробег (последний день не берем) составил примерно 45 км.
С людьми
готовыми к разговору надо говорить. От них можно узнать много интересного,
кроме того, они могут бесплатно или дешевле тарифа куда-то пропустить, а могут,
например, накормить виноградом и еще нагрузить впрок.
К снаряжению
особых претензий у меня не возникло.
Много раз я возрадовался тому, что в последний
момент отказался от идеи вить гнездо и купил палатку. Возни с гнездом было бы
больше, а ветер на Бугазской косе просто изодрал бы полиэтилен в клочья.
Короче, даже плохая палатка лучше хорошего гнезда.
К черту чехол от
палатки! Ее нужно сворачивать тугой колбасой и запаковывать в коврик. Для
спальника имеет смысл самостоятельно изготовить длинный (по ширине коврика) и
узкий компрессионник, что я постараюсь реализовать к следующему походу. Эти
меры позволят очень значительно уменьшить габариты "дома" (ах, если б
они также повлияли и на массу:).
Колышки для
палатки нужно заточить (в смысле, не съесть, а заострить с одного конца). Когда
я забивал их в сухую землю, они так и норовили погнуться.
Нужно брать
свечи из расчета 2 на 5 суток. Из пластиковой бутылки на месте легко
изготавливается ветрозащищенный светильник, при свете которого гораздо приятнее
есть и пить, чем при свете фонаря. К тому же, свечка привлекает насекомых
гораздо меньше. Да и вообще, как-то оно романтичнее...
На угол
полотенца нужно привязать веревочку длиной сантиметров 30-40. С ее помощью
полотенце легко превратить в набедренную повязку (не слетающую в самый
неподходящий момент), а также связать его в неразматывающийся рулон.
И вообще, очень
полезно иметь постоянно под рукой набор из десятка нейлоновых шнурков по 20-50 см.
При движении по
мокрому песку и грязи нужно иметь в запасе 200-500 мл воды на одну помывку цепи
и лоток из срезанного наискось донышка пластиковой бутылки. Без лотка расход
воды будет больше, а эффективность вымывания песка - меньше.
Чтобы обеспечить
себе автономность на 1 ночевку, необходимо иметь запас 2 л, не считая воды для питья
по дороге (здесь обычно хватает 0,5
л при движении по населенной местности). Две литровых
бутылки лучше, чем одна двухлитровая. Таким образом, у меня всегда был запас из
3 литровых бутылок. Кроме того, если положить эти бутылки на землю, а сверху
прикрыть седушкой, то получится вполне приемлемый низенький стульчик. Это
выручило меня на Карабетовой горе, где кроме травы вокруг не было вообще
ничего. Еще одно неожиданное применение бутылок - при отсутствии подставки ими
можно подпереть велосипед (одна под педаль, две под рюкзак), чтобы не валять ценное
транспортное средство на песок.