Дневник развития Иванова
от рождения до наших дней
Перед Вами исторический документ. Когда я родился - моя мама, как и положено, завела дневник моего развития. Сначала там была, в основном, информация о весе и росте, а потом... С каждым годом становилось все занятнее и занятнее. Поэтому я решился перепечатать весь этот материал, дабы было возможно довести его до сведения общественности. Мои личные комментарии указаны в квадратных скобках. Текст без указания авторства писала бабушка, иногда мама. Если сначала будет неинтересно - сразу переходите примерно на возраст 3 года. Вся информация оставлена без изменения.
Действующие лица:
Семья: бабушка Галя, прабабушка Фая, дед Вова, мама Лена, папа Вова (в таком составе она была в момент моего рождения). Позже появляется брат Алеша (на 3 года младше меня) и тетя Зоя.
Эпизодически появляется бабушка Валя (дедова сестра из Риги).
Соседи: тетя Верося, ее муж дядя Саша, ее сестра Мариночка, ее сын Славка (ему тогда было 10).
А теперь, собственно, дневник:
Родился 19 мая 1978 г. в 23:00 в обл. больнице г. Тамбова.
Сразу закричал, схватился за фонендоскоп.
Вес 3.100, длина 50 см.
Выписан на 6-й день.
Погода отличная, цветут яблони, сирень, поют соловьи, жарко.
Назвали Александром.
Пока похож на деда Ивана Александровича, особенно когда спит, такой же задумчивый, сосредоточенный вид.
В течение первого месяца вел себя вполне прилично: плакал только тогда, когда хотел есть, кряхтел, когда был мокрый. Сосет хорошо, съедает по 50.0-100.0. Иногда срыгивает.
19 июня 1978 - 1 месяц.
Вес 3840 (+740.0)
В своей кроватке выглядит затерянным, как в пустыне. Повертывает голову на свет. Знает руки, любит когда его берут на ручки и замолкает, если плакал. Во время купания спокоен и благодушен. Сосет жадно. Когда появляется чувство голода - кричит громко и требовательно. Соску-пустышку выплевывает. С трудом пьет воду. Какает редко. Спит хорошо на воздухе.
1 июля - следил взглядом за погремушкой. Внимательно смотрит на подходящего к нему человека, иногда улыбается. Любит быть с свободными ручками.
7 июля - чистый вес - 4825
10 июля - чистый вес - 4850
Начал держать головку.
14 июля 1978. Улыбается в ответ на улыбку, гулит, голову держит уверенно. Любит купаться и лежать на животе.
19 июля 1978 - 2 месяца. Вес 5160 (+1320)
Головку держит, спит меньше, чем прежде - подолгу лежит с открытыми глазами, следит за движущимися перед глазами предметами, любит, когда с ним разговаривают, тут же начинает улыбаться, гулит, говорит "ай" - очень нежным голоском.
Ночь спит прилично, просыпается 1-2 раза, кричит, когда голоден. Режим питания выдерживает. С завернутыми руками спать отказывается, вылезает из пеленок и размахивает ручками. Движения хаотичны.
Временами бывает очень похож на маму Лену, после еды - на деда Ваню.
27 июня - 2 мес. 8 дней. В поликлинике сделали прививку от полиомиелита.
1 августа 2 мес. 2 нед.
Подолгу не спит, гулит, улыбается. На воздухе хорошо спит. Любит, когда около него разговаривают, в одиночестве иногда плачет. Игрушки не берет.
19 августа 1978 - 3 мес. Вес 6650, рост 62, голова 42, грудь 40.
Спит гораздо меньше прежнего, временами по 3 часа подряд бодрствует, гулит, особенно оживляется, когда к нему подходят, улыбается и разговаривает: агу, ага, ди, ай. Тащит в рот край одеяла и бабушкину кофту. Особенно радуется когда подходит прабабушка. Как только она скажет "жил-был" - начинает смеяться. На животе лежит и голову держит по 5-6 минут. В вертикальном положении голова менее устойчива. Сок пьет охотно, воду плюет. Часто срыгивает.
25 августа 1978 - 3 мес. 1 нед.
Хорошо знает "своих", в т.ч. соседей, улыбается им, громко смеется. Подошел почтальон - Саня посмотрел на него, сделал губки :о( и заплакал ("Чужой!").
19 сентября 1978 - 4 мес. Вес 7600.
Спит мало, любит общество, долго гулит, громко смеется, перекладывает игрушку из одной ручки в другую. Пытается ползти, если дать возможность оттолкнуться ногами. Ест грудное молоко и сок. Пьет по-прежнему мало.
11 октября 1978 - 4 мес. 3 нед. Вес 8000.
Переворачивается со спины на бок, в кроватке передвигается на спине из положения "вдоль" в положение "поперек". В разговоре проскальзывают слоги: агу, ага, трр, га-га, ня, би-бу. Пускает пузыри. Хорошо пьет сок, ест только грудное молоко. Спит с 22 до 7. Причем, зачастую, остается сухой в течение всей ночи.
15 октября 1978
Начал хорошо переворачиваться со спины на живот. Очень любит подолгу громко визжать, как недорезанный поросенок. Причем на лице в это время - блаженная улыбка.
19 октября 1978 - 5 мес. Вес 8400.
Флегматик. Срезу не реагирует на оклик, а немного погодя. Пил из чашки, пускал пузыри в воду и радовался. Пока еще не прикармливаем.
23 октября
Дали 1/8 желтка, ел без удовольствия.
29 октября 1978
Первый снег в Санькиной жизни. Говорит слоги ля-ля, та-та, да-да, ва-ва.
8 ноября 1978 - Вес 8650.
Охотно ест творог, желток, яблоко. Подолгу лепечет ба-ба, па-па. Приветливый, улыбчивый, плачет редко. Сам не сидит, но пытается.
19 ноября - 6 мес. Вес 8900.
Почти сидит - делает попытки, но пока не получается. Спит днем только на воздухе. Играет в игрушки. Любит "печатное слово" - книги, газеты пытается взять в рот, что-то бормочет, как будто бы читает.
Ест творог, желток, овощное пюре и яблоко. Но больше всего любит грудное молоко. Увидев мать, которая готовится его кормить, громко смеется.
Любит смотреть на всякие железки, технику. Ночь спит спокойно.
14 ноября сделали 1-ю КДС, после которой недомогал, плохо спал, мало играл. В поликлинике вел себя очень солидно, не плакал, а только кряхтел при уколе.
6 декабря 1978
Впервые самостоятельно, без поддержки, сидел. Очень любит играть с полосатым шарфом, визжит от восторга. Еще обожает играть с бабушкой Фаей в ладушки.
14 декабря 1978
Ездили в консультацию, сделали вторую АКДС. След. раз - 16 янв.
19 декабря 1978 - 7 мес. Вес 9600.
Солидный парень. Хорошо сидит и ест творог, овощное пюре. Хорошо спит. Любит играть с "ку-ку", с большим мячиком, в ладушки.
Его слоги (разные) пока бессознательные, но подолгу говорит сам с собой.
Очень любит деда.
26 декабря 1978 - Ура! Саша поползень, но по горизонтали.
Ползет только к книжке. Больше ничем его не прельстишь.
10 января 1979
"Саша здравствуй!" - Дает ручку.
"Саша, до свидания!" - Машет ручкой.
Начал пить жидкость из бутылки через соску, причем не сосет ее, а жует. Получает кварц (прим.: ультрафиолет. облучение), а зубов нет...
16 января 1979. Здравствуй, зубастый!
Экспертизу провел весь коллектив: слушали, как ложка стучит по зубу.
24 января 1979. Зуб торчит на 2 мм.
Но Санечка заболел - сильный кашель, насморк, совсем не спит, только стонет, плачет. Вызывали доктора, прописал пенициллин, но у Сани от него рвота.
Ходит - 2-3 шажка делает вдоль барьера.
Пневмония! Колем оксацилин 250х3раза, 5 дн.
На попке инфильтрат.
Болел недолго.
1 февраля 1979
Весел, активен, хорошо спит, почти не кашляет. "Оптимист по натуре" (сказал папа Вова про Саню).
19 февраля 1979 - 9 мес. Вес 10 кг.
Зубов - полтора. Ходит по манежу вдоль забора. С удовольствием качается на качелях, с меньшим удовольствием лезет на лестницу. Может долго висеть на турнике (до побеления пальчиков), но стоит только к нему прикоснуться - отпускает ручки.
Любимая игрушки - что-то бумажное: журнал, книга. Долго сидит, листает, мнет, пыхтит, что-то бормочет.
Опустили кровать пониже, а то может упасть, т.к. сам встает на ножки и переворачивается. Получил курс кварцевого облучения.
Ест через 4 часа. Творог, овощи, желток, кашу, пюре. Грудное молоко - 2 раза в день.
Хорошо спит на воздухе. Машет ручкой "до свидания".
Лексикон: дай-дай, та-та-та, да-да-да, редко - ма-ма-ма, дя-дя-дя, кхы-кхы-кхы, ба-ба-ба. Громко кричит, хмурит брови, выражая требование или недовольство.
Показывает пальчиком где глазки у ляли-неваляшки.
27 февраля 1979. Сделана 3 АКДС.
В поликлинике вел себя на 5+. Сегодня говорил га-га-га.
28 февраля 1979 - говорил ма-ма-ма и ка-ка (га-га не говорит уже).
Слово "дай" говорит со смыслом, протягивает руку и просит что-либо.
5 марта 1979 - 9.5 мес. - сегодня Саша ко всеобщему удивлению начал ползать.
19 марта 1979 - 10 мес.
Ходит с поддержкой, подолгу играет в манеже, любит "необычные" игрушки - ложки, теннисную ракетку, листает журналы (Агитатор - любимый журнал).
Делает "ладушки", "сороку", показывает пальчиками, как птички летают, знает где часы, пуговицы, машет ручкой "до свидания". Приветливый, улыбается.
3 апреля 1979 - Впервые покакал на горшок.
Любит ползать на "зеленом лугу" (прим: палас такой). Играет подолгу в игрушки, ходит вдоль мебели, не умеет пить из чашки.
8 апреля 1979 - прорезались еще два зуба: нижний и верхний.
Смело залезает на лестницу, самостоятельно поднимается до 7-й ступеньки, пытается перелезать через манеж: ставит обе ноги на нижнюю доску и перевешивает туловище вниз - опасно! Срочно приняли меры безопасности.
19 мая 1979 - 1 год. Вес 12 кг. Зубов 5.
Не ходит, хорошо стоит, бегает вдоль стен и мебели, ползает очень быстро, залезает по лестнице на самую верхнюю ступеньку.
Любит играть с деревяшками, молотком.
Гулит "тпруа" - очень четко и громко выговаривает, тянется к двери или калитке услышав машину, говорит "гррры". Есть - "ням-ням".Глядя на Портоса (собака такая): "авава". Любит соседей - Веросю и Марину.
На сегодняшний день весь изъеден комарами, в волдырях даже голова.
Знает, как кричит ворона (карр) и петушок (коко). Ма-па-ба-те - в разных комбинациях, "дай" - ручкой просит. Машет "до свидания", ладушки, сорока-ворона, знает часы, нюхает цветы. Сегодня нашел рабочую коробку и обследовал ее. Стягивает со стола клеенку со всем, что на ней стоит. Теперь - все наврх! Чтоб было недосягаемо! Коревую прививку не сделали из-за кашля.
15 июня 1979
Любит ползать и ходить с опорой. 2-3 шага может сделать сам. Очень любознательный. Обожает машины и подражает звучанию. Говорит: папа, баба, тетя, кто там?, ав-ав, ко-ко, ням-ням, бах (бросает), и-а. Больше всех любит Веросю. От машины не оторвешь. Дверцы шкафов его привлекают.
20 июля 1979 - 1 год 2 мес
.Начал ходить! Среди двора шел от Славы к машине, потом в саду по дорожке к отцу. Дома в комнате неохотно, но сделал несколько шагов.
Страсть к любым машинам, постоянно стремится в гараж. Целый месяц живет без матери. Тяжело переболел - в течение трех дней температура высокая, но без катарр. явлений. По-видимому ОРЗ. Очень ослаб, похудел, растерял навыки.
Общителен, любит всех соседей, выделяет Веросю. Понимает речь и вступает в разговор. Называет: баба Фафа, Гала, папа, мама, тетя, деда, ням-ням, тпруа и др., показывает где самолет, любит ездить на Советскую, смотреть машины. Хорошо собирает пирамиды, даже иногда по размеру подбирает.
Любит мелкие вещицы, складывает скрепки в коробочку, закрывает пузырьки пробочками, любит сидеть у деда и печатать на машинке. Хорошо влезает на 2-ю полку веранды по лестнице. Любит хлеб. Зубов 4/4.
1 год 3 мес. Вес 13500
Очень контактный парень. Любит общаться, особенно соседей. Обожает машины. Говорит: мама, папа, тетя, дядя, баба Гала, баба Фафа, КХ (кошка), МУ (корова), зазя (заяц), мими (мишка), коко (куры), цып (цыпленок), ло (ложка), мост, крем, гргр (машина), Уля (Юля), Кто там?, Тихо, дети!, Бам-бам (мяч), жу (жук), ням-ням, тпруа, кар (ворона). Мама Лена, Папа Вова (иногда просто Лена и Вова). Употребляет все к месту.
Шустро ходит, везде лезет. Нужен глаз да глаз. Обожает заводные игрушки и очень любит читать книжки, причем не рвет их. Знает по картинкам всех домашних животных. Если ударился говорит "бо-бо", но не орет. Отцово воспитание.
Ест хорошо и все подряд. Но А-А говорит уже пост-фактум.
15 сентября 1979 г.
Выполняет простейшие задания типа: принести маме куклу - приносит, закрой дверь - закрывает и т.д. Говорит танк, кран, Ленин, белка.
На вопрос "где папа?" говорит "Папа (или Вова) ту-ту" (отец в командировке).
"Кто сделал тебе лестницу?" - "Дида", "Как тебя зовут?" - "Саса". Остальное все тоже.
19 ноября 1979 г. - 1 год 6 мес.
Внешне очень мил: глаза круглые, серо-голубые, белые кудри, мягкие лапки с ямочками (херувимчик!). Вес 13 кг, ничуть не вырос за последнее время, вероятно потому, что очень подвижен.
Практически ничего недоступного в доме для него нет, двигает любой стул, кресло к столу, оттуда на сервант, шкаф и т.д. Все опасные предметы должны быть под замком или на потолке. Без надзора - ни минуты, сразу набедокурит. Хорошо залит уже на большую лестницу. Обожает физический труд вместе с дедом. В течение нескольких вечеров по 1.5 часа с молотком и напильником в руках ползал около строящейся лестницы. Картина была умилительная: Саня в клетчатой рубашке, рукава засучены, кудри вокруг головы, на носу - капельки пота, стучит молотком и громко поет: ля-ля-ля (причем получается какая-то мелодия). Петь очень любит и вызвать его на пение легко, стоит только начать.
Общителен, идет ко всем взрослым, быстро входит в контакт, называет по имени (Валя, Нина, Юля, Надя, Дима - одним словом хорошо повторяет все названные ему имена).
Есть стал хуже и меньше, сопротивляется, плюет пищу. Не любит мясо. Утром и вечером пьет молоко из бутылки. А вообще, уверенно пользуется чашкой. Любит бегать в комнату к бабе Фае, с размаху залезает на кровать и прыгает там. Причем часто путает Галю и Фаю. Скажет, посмотрит, поправится.
С отцом занимается физкультурой - форменная обезьянка - ложится рядом и старается ноги поднимать как папа. А потом садится на отца верхом и говорит "конь - но-но!".
Любит книжки, пока еще ни одной не порвал. Все картинки называет: дом, кран, му, конь, ко-ко, жук, баба, бе, бам-бам и т.д. Запас слов довольно большой.
Гулять любит, но одевается с трудом. При встрече с детьми проявляется собственническая наклонность - не дает, отнимает игрушки.
Очень любит купаться. Из ванны вынимаем его с плачем. Сам вытирает себе ручки полотенцем. У деда в ящике может возиться часами, перекладывая железки с места на место, при этом приговаривает тук-тук, пиль-пиль, щип-щип (плоскогубцы), отвек (отвертка), гозь (гвоздь).
Ласкает только мать, при этом прижимается к ней и повизгивает, как щеночек. Горшок знает. В штаны больше не какает, но писает. При этом сам себя ругает: "ни-ни!" и пальчиком грозит.
Привили полиомиелит. Теперь на очереди оспа.
Стараемся его не баловать, но ничего не получается - уж очень мил!
Залезает к деду на стол, по очереди: печатает на машинке, нажимая на все клавиши и рычаги, потом снимает телефонную трубку и кричит тонким голоском (не своим): "Але? Зоя?". Говорит по два слова: Саса бай, Саса пить, бобо лёба (болит лоб). Знает части лица и тела - щека, нос, ухо, (дальше ударение везде на первый слог), лёба, шея, зуба, губа, рука, нёга - проходили с отцом.
Родничок еще не закрыт и коренных зубов нет, только резцы.
Ходит к Юле в "куню" (кухню). Там игрушки: овощи и фрукты. Она с ними играть разрешает, но с собой не дает. Он это знает и не просит. Знает, что перед этим надо мыть руки и пописать - все проделывает беспрекословно.
На улице видел снег и сразу же взял ручкой и сказал "снег" и "сани". А потом снег перестал брать, говорит "снег фа - ни-ни!".
Неравнодушен к будильникам - в мгновение ока хватает и выбрасывает винтики ("винтик" - так и говорит). Зачастую прибавляет в конце слова частицу "ка" - Вовка, бабка. Стараемся при нем так не говорить, но он быстро использует наши оплошности и повторяет недозволенное.
Очень бывает рад, когда видит соседей. Славу по-прежнему любит, зовет его четко "Слава". Когда прибегает в кухню - сразу же к АГВ: садится на корточки, говорит "фа, огонь!", трогает одним пальчиком. Открывает все шкафы, достает, высыпает, выбрасывает все подряд. Одним словом - глаз да глаз!
Мы с Вовой поспорили. Я говорю, что Саня знает больше 100 слов, а Вова - что меньше. Пришлось посчитать. Я, как всегда, оказалась права! Для его возраста (1.5 года) у него весьма порядочный словарный запас!
[
большой список из 106 слов, который нет сил перепечатывать]Забыли такие интересные слова: моль, муха, шапка, чай, лук, еж, кофе, фанфан (фонтан, когда писает). Соединяет слова в простые предложения.
Играет вполне сознательно. Кормит куклу: ляля ням-ням; везет рыбу - лыба биби; умывает куклу из ведра (понарошку) - куп-куп ляля. Одевается на улицу, несет свои ботинки, шапки, причем приговаривает: "топи, шапка - тпруа".
Ника (нитка), ляга (лягушка), слюни, слон, лев, кто это?
1 декабря 1979 г.
Сидим на кухне, питаемся. В комнате по телевизору показываею "Спокойной ночи, малыши". Прислушался, показал пальчиком. Впрашиваю "Что там показывают?" - "Ми-ми". Узнал мелодию и вспомнил, что на экране! Все отмечают, что у Саши есть музыкальный слух.
Без страха лезет на "леса", на высоте 2 м ходит, ползает, стучит полотком. Наверное будет высотником-монтажником.
1 января 1980 г. - 1 год 7 мес. 11 дн.
Ни минуты без надзора! Сразу же что-нибудь натворит. По-прежнему проявляет интерес к розеткам и штепселям, подставляет стулья, лезет на стол, сервант, в книжный шкаф, открывает сам дверцы, отодвигает стекла. Говорит довольно понятно. Фразами: "Ни-ни блять нозик". "Чайник фа! Нити блять!" и т.д. "Сними фатук" - бабушке. "Бабуля!" - Фае (нежным голоском). Срывает очки с б. Гали и сам протягивает ручки "Вязи" (свяжи - наказание).
Гулять обожает, с улицы идет с громким криком. "Лап-лап" - лопата, "снег", "луна", "гулять", "шубка, мамка, одень".
Есть стал хуже. Стараемся кормить без уговоров. Похудел.
Сегодня вечером притих один в спальне, вдруг появился весь белый, как мельник, и по всей комнате белые следы: "Осыпал, осыпал..." (просыпал). Тальк высыпал весь пакет. Повторяет практически все.
12 февраля 1980 г.
Привита оспа.
С мальчиком можно вполне общаться. Отвечает на вопросы и задает их сам. Любит гулять на улице, подходит к детям и начинает разговаривать.
Говорит нараспев, как поет: "Забыли помазыть щечки салыыым! (салом)", "Нет луны, нет солнышка... посмотрим звездочки" (идет к окну смотреть звезды).
Везде лезет, рассыпает, разбивает. За один час разбил два цветочных горшка (с подоконника свалил) и рюмку (со стола).
Чихает и говорит "Будь здоров!". Как твое имя? - "Саса", а как фамилия? - "Ванов".
27 февраля 1980 г.
На 4й день после прививки оспы температура поднялась до 39, рвота, понос, в очень тяжелом состоянии отвезли в инфекционную больницу, где пролежал неделю.
Два раза делали капельницу.
В больнице похудел, побледнел, получил новые знания. Первую ночь дома кричал "Боюсь иголку, боюсь жука!" (тараканы были в больнице).
Пришел домой - ходил по комнатам, трогал вещи и все называл. "Это стул, это коврик, это кастрюля и т.д." Чувствуется, что рад возвращению.
Оспины большие и черные.
Одновременно прорезались верхние клыки.
Знает, что баба Фая заболела. Говорит "Баба Фая в больнице".
Хорошо говорит "спасибо", но говорит это слово редко. Идет к Юле очень охотно. Зовет ее Люля! Люля! Люлька! Она с негодованием к такому обращению относится, прогоняет его. Он тут же перестраивается "Люлечка!". Хитрый малый, все понимает.
26 марта 1980 г. - 1 год 10 мес.
Практически говорит все, строит фразы, употребляет предлоги. Но о себе говорит в 3-м лице: "Саша спит", "Саша несет лубанык дедуске". Деда обожает, любимые игрушки - инструменты. Может часами возиться в ящике с молотками.
Любит себя называть "Саса-пончик".
Знает много книжек, продолжает "чтение". Если ему вечером говорят "Спать пора", он добавляет "уснул бычек!". Картинки любит смотреть. Мать спросила - каких ты знаешь птиц? - "Удод, волона, солока, волобей и есе попугай".
Любит петь, знает много песен ("Кузнечик", "Капитан, капитан", "Еду, еду, еду к ней"
Весь в синяках и шишках - на голове, лице, под глазом, на голенях. Уследить очень трудно - лезет везде, реакция мгновенная. Только отвернешься - он уже где-то.
Сам про себя говорит "Саса лезет куда-то...". Очень и очень мил. Кудри остригли, но он от этого не стал хуже, даже наоборот.
27 апреля 1980 г.
[Пишет прабабушка]:
Не виделась с Сашей 2 месяца 21 день. Была в больнице, и он лежал в больнице.
Встретила осмысливающего действительность человека. Слышу не слова, а фразы, за которыми он видит действительность. Четко повторяет все, что слышит. Хорошо развита сила в руках.
Его никто не заставляет повторять стихи, слова песни "Идет бычок" и пр. Есть желание петь. Любимая песня - про сверчка. Есть слух. Обожает мужское общество. Фразы: "бабушка сидит, пишет", "Сашу надо взять на руки", "надо подтянуть гири" (у часов).
Сейчас он пускает солнечных зайчиков. Он: "виляют зайчики" (это слово никто не произносил).
18 мая 1980 г.
[Пишет прабабушка]:
Завтра день рождения Санечки. Но сегодня он отмечается "народным чаем". А подарки появились еще вчера. Нервозность обстановки родителей (было дело) часа через два выявилась и у него. Появилось желание ломать. Чудный пароход "Алые Паруса" оказался поломанным. Почему?
Ломает и говорит: "Я разрушитель!". Приобретает элементы вежливости....
Говорит, говорит ...... и со смыслом. Извините, рука дрожит, болею. Ф.Ю.
Бабушка Фая умерла 17 июня 1980 г.
В июне-июле Саня лежит в больнице, болел мононуклеозом, который проявился на третий день после коревой прививки. Лежали в боксе. Состояние было тяжелым. Тяжело переносил изоляцию, кричал "Пусти меня к людям!".
Речь фразовая, запас слов очень большой. Практически говорит все. Уже не повторяет, как прежде, но все со смыслом и значением. Лето провел под наблюдением двора - все Саню любят и охотно с ним играют. Лучшие друзья - Верося, Слава и дядя Саша. В машине может сидеть часами.
Октябрь-ноябрь - под присмотром бабы Вали. Они быстро подружились, хорошо проводят время вдвоем. Ваня любит смотреть книги, знает уйму стишков, рассказывает все по картинкам.
18 ноября 1980 года - 2.5 г.
Капризен, упрям. Ласков только с матерью. Начал ломать игрушки. Книги пока не рвет. "Я читаю картинки, не мешай мне!".
Долго может сидеть за столиком, раскладывать фишки: "Это мой математический набор".
"Ты знаешь, как зовут бабушку Юлю?" - "Юлия ВЕ-НИ-А-МИ-НОВ-НА!"
Речь великолепная. Выговаривает самые трудные слова. Нет только "р" и шипящих.
Сам почти не ест. С рук. Неопрятен. Дует в штаны и потом констатирует факт: "Позор произошел".
Знает цвета - красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый - не путает их. Знает правую и левую руку, но иногда путает.
На улице ведет себя смело: заговаривает с незнакомыми людьми, очень общителен.
Любимое место - дедов кабинет, где ему все дозволено. Знает все инструменты, любит деду помогать, когда он работает.
20
ноября 1980 г.[Пишет бабушка Валя]
Милый мой маленький дружок - ненаглядный Санек! Все то, что было связано здесь с Санечкой откликнулось в душе чем-то трогательно-нежным и добрым. Считаю Санечку хорошим положительным ребенком. Кончено, это ребенок и как всякий доставляет много хлопот и даже неприятностей, но все покрывается его обаянием и прелестью его ласкового лепета и очарованием его почти не детского выражения серьезных и умных глаз! Если ему что-то говорить как-нибудь и вскользь - он поглядит с обидой и такая речь на него никак не подействует.
А какая у него самого речь! Он говорит все. Строит сложные предложения и любит копировать мои слова и выражения. И все это, конечно, очень приятно и отрадно! Придет скоро время, когда Санечка будет ходить всегда в сухих штанишках, и тогда нам с бабушкой Галей будет Санечка преподносить только отрадные и положительные впечатления. А пока у нас с Саньком было два конфликта, но я думаю, что за 2 месяца 2 конфликта - не так уж много.
Мальчик хороший, но уже избалован. Очень всех прошу не портить Санечку. Не надо портить этого умного и даже немножко хитрого Иванова Александра.
Думаю, что маме и папе надо больше думать о своем милом прелестном мальчике, больше наблюдать его, пристальнее к нему приглядываться, не торопиться с наказаниями, стараться выработать хоть немного выдержки и терпения, потому что тут хромота на обе ноги. Мальчик маленький, расти большим умным и счастливым.
10 апреля 1981 г. - 2 года 10 мес. 20 дн.
Деловой. Все время чем-то занят.
"Я своими золотыми руками чиню велосипед". Знает все инструменты и приборы в дедовой комнате: "Это шнур от плетизмографа".
Капризен, иногда без видимой причины громко плачет, но это бывает редко. Ест с рук, самостоятельно не желает. Лениво жует, предпочитает мягкую пищу. Общителен. Заговаривает на улице с незнакомыми людьми. Может очень долго играть один. Например: больше часа рассматривал пуговицы в рабочей коробке, каждой пуговице дает характеристику: "Эта пуговица хрустальная.. нет не хрустальная, а стеклянная, но почти как хрустальная и переливается всеми цветами".
Научился ездить не велосипеде. На турнике делает "уголок". Любит книги, знает их почти все наизусть, не рвет. Говорит "их надо беречь для Алеши!"
Иногда говорит мудрые, иногда - смешные вещи. Нарочно не придумаешь:
Бабушка смотриться в зеркало и говорит, что хорошо бы сделаться молодой и красивой. Обращается к Сане: "Чтобы мне сделать, чтобы стать молодой?" Саня говорит медленно и степенно: "Бабуска, тебе надо поблиться! (побриться).
Несколько раз промелькнул "р" в слове "сервант" и изолированно. Но больше пока не получается.
9 мая 1981 г.
Ходит по саду и поет "День победы". В течение часа и более поливает из кружки яблони и приговаривает "Полью яблони, чтобы яблочки выросли".
Упрям и капризен.
11 мая 1981 г.
[Пишет бабушка Валя]
С Санечкой расставаться мне трудновато. Сегодня утром он меня крепко-крепко обнял и все лицо расцеловал. Все внутри у меня всколыхнулось. Я ему говорю: "Я уезжаю, Санечка, в Ригу." Он же мне отвечает: "Ты же меня возьмешь с собой?". Мальчик умный, с удивительной памятью. Но, по-моему, легко раним, не наказывать же нельзя, иногда очень распускается. Наказывать же, по-моему, надо осторожно. Меня трогает, что он обращается ко мне: "Баба Валя, пойдем со мной" и подает свою рученьку, мягкую и теплую. И я за это очень ему благодарна и не замечаю, где он не прав.
9 июня 1981 г. - 3 года.
Саня-придумщик новых слов. Речь развита великолепно, как у 5-летнего.
Говорит: "Хочу в детский сад!" - "А что ты там будешь делать?" - "Играть с детями". После поправки ошибки не повторяет. Еще: "Слышишь, Портос лайнул?"; "Какие у тебя кружевинки красивые!" и т.д.
27 сентября 1981 г. - 3 года 4 мес.
Самостоятельный, упрямый. Любит говорить "** - ты плохой (плохая)".
Если чего-то не хочет делать, кричит, что не умеет.
Разговор с д. Сашей Шиганцовым:
Саша: "Я поеду на машине!"
Ш: "А у тебя есть права на вождение?"
Саша: "У меня есть право вождения и лево вождения!"
30 сентября 1981 г.
Мать рассказывает сказку про сороку-ворону. А Саша: "Хватит про воруну! Расскажи про Ревтруд" (вчера разговор слышал про пожар на Ревтруде).
21 октября 1981 г. - 3.5 года.
Сегодня Саня начал говорить звук "р" (впервые - в слове кастрюля). Знает все обобщающие понятия (фрукты, овощи, домашние и дикие животные, одежда, мебель и т.д.) Право-лево, большой-маленький, длинный-короткий, толстый-тонкий и т.д. Знает все буквы русского алфавита. Знает много английских слов. Любит петь взрослые песни, знает их превеликое множество.
30 октября 1981 г.
Заявил: "Я мальчик, вообще, хороший, но имею недостатки: обижаю Лешеньку и иногда писаю в штаны".
К Леше относится отрицательно, ярко-выраженная ревность: "Лешино место на помойке!" и т.д. в этом роде. Вдвоем оставлять нельзя ни в коем случае!
Опутал сидящего в кресле Лешу поясами и проводами: "Я его заземляю!".
Ждет деда Володю из командировки: "Уж очень я по своему деду соскучился. Приедет и мы с моим дедом работать начнем". Без деда к его столу не прикасается в течение 2-х месяцев.
Капризен, упрям, непослушен. Лезет к Портосу в конуру и обнимает его постоянно.
20 января 1982 г. - 3 годя 7 мес.
Саша начал сочинять стихи: например:
"Очень я люблю его, Алехана своего!"
Любит выдумывать всякие слова: Зонька (это Зоя), фуньбереберденька - машина такая, крибоданок - кривой домик и т.д. Еще один стих:
Я люблю Алешеньку,
Так как он хорошенький.
Мы на стул его посадим
По головушке погладим.
Рассказываю вечером "Репку". Саша: "Мам, перестать!" - "Почему?" - "Потому что эта сказка для меня одно мучение" - "Ну слушай "Колобок" - "А колобок меня вообще раздражает!"
1 апреля 1982 г. - 3 года 10.5 мес.
С серьезным видом чистит зубы, смотрит на себя в зеркало: "Бабушка, посмотри, какое у меня уже мужское лицо стало!"
"Весна бывает серая и зеленая" - "??" - "Серая - когда снега нет, грязь и пыль, а как только появится травка и листочки - это будет зеленая весна"
Новые слова перестал придумывать.
Словарный запас и грамматический строй соответствуют возрасту 5-летнего ребенка.
Читает с отцом букварь. На данном этапе читает фразы типа "мама мыла раму" и т.д. Считай наполовину уже грамотный. Пишет некоторые буквы. А рисовать и раскрашивать не любит и не хочет. Любимое занятие - свинчивать машины из железного конструктора и самому заводить музыку на дедовом проигрывателе. Вчера занимался конструктором ровно 4 часа без малейшего перерыва.
14 апреля 1982 г. Сашины стихи:
Наш Портосик-чернохвостик
У него холодный носик
[мой коммент: а ведь тавтологии я тогда _сознательно_ избежал! В первой версии был черноносик]
Лешка - маленький мальчишка,
Потому и рвет он книжки.
И каждый день выдает какие-нибудь перлы, более или менее складные.
[к чему это привело в 2001 году см на сайте
www.ivvva.da.ru]16 апреля 1982 г.
Вчера были у Татьяны Иванны Алеевой, а у них во дворе два маленьких щенка. Они произвели на Сашу неизгладимое впечатление. Он целый день о них говорил, а вечером стал меня просить: "Мама, ну пожалуйста, роди мне щеночка"
А сегодня утром спрашивает:
"Мам, ты умеешь петь, как Окуджава?"
"Нет, не умею"
"И даже как Высоцкий не умеешь?"
Собачка Долька, а он ее назвал Апельсинка - ассоциация!
Очень любит на данном этапе играть в песок. Может сидеть в песочнице без перерыва по 4-5 часов. Вообще усидчивый парень и увлекающаяся натура.
Всех и каждого уверяет в своей потрясающей любви к Алешеньке, а сам из-под тишка так и норовит его толкнуть или ущипнуть.
10 июня 1982 г.
С 30 апреля по 30 мая были в Ленинграде. Освоился быстро. Был очарован канарейкой в клетке, просиживал возле нее часами. К рыбкам относился более прохладно.
Были: в цирке, зоопарке, два раза на салюте (1 и 9 мая). В Павловске кормили из рук живых белочек, восторг был дикий. Но ни с чем не сравнимый восторг он испытал в Петродворце при виде фонтанов. У всех фонтанов искал трубу, по которой вода подходит и уходит. Были также в Лахте у тети Клавы, посмотрели залив. И ездили в Дружную горку, где он вел себя очень хорошо. Общался со своей 3-юродной сестрой Олечкой 5-ти лет. Да, в Др. Горке он впервые за всю жизнь увидел живого поросенка. А в Лахте - кролика. Туда и обратно летели на самолете. Полет он перенес отлично. Вдохновился, пел песни, сочинял стихи. Отметили в Ленинграде день рождения - 4 года.
10 июня 1982 г. - 4 года 1 мес.
Рисует какие-то каракули. Леша подходит и говорит "Ав-ав!", а Саша: "Нет, Леша, это не ав-ав, а одно только твое воображение".
Говорит т. Зое: "Тетя Зоя, хороший у тебя сын!" - Зоя польщена.
20 марта 1983 г.
Говорит чересчур много, сам придумывает слова. Например: "У меня есть крокодилонепрокусаемые перчатки, я ими ловлю крокодилов". Любит играть в Зверей, собак. Машинами интересуется мало. В детсад идти не хочет. Но рад, когда в дом приходят дети. Говорит "Бабушка, пусть все гости приходят только с детьми". Но иногда с гостями бывает агрессивен.
Хорошо упражняется на лестнице, кольцах и других спортивных атрибутах.
В течение 3 месяцев отца не вспоминает и ничего о нем не спрашивает. После разговора с Володей по телефону рыдал, сидя с телефонной трубкой в руках: "Он не дослушал мой рассказ, мне надо ему еще много сказать!".
Навыков самообслуживания нет. Не хочет себя одевать и обувать, требует, чтобы это делали взрослые. Хорошо раскрашивает, рисует рыб (игла, меч, акула, кит), отмечая в рисунке их характерные черты. Чтение книг может слушать бесконечно. Запоминает. Но пересказывает, почему-то, неохотно. Знает все буквы, складывает простые слоги, пишет каракулями. Считает в пределах 10 по пальцам. Хорош знает формы, цвета, любит загадки, сам их придумывает. "Стою в земле, никто меня не ест, середина желтая, лепестки белые" (ромашка). "А почему никто не ест?" - "На этом лугу коровы не ходят, а человек ромашку не ест".
9 апреля 1983 г.
Склонен к рассуждениям: "Чем "вчера" отличается от "сегодня", а от "завтра"? Что же "вчера" больше никогда не повторится?
"Бабушка, твой склероз от тебя уйдет когда-нибудь".
Придумывает игры: "Мои звери все малокровные. Вон, мишка уже стал голубой! Надо срочно им перелить кровь". В течение часа (и более) переливает зверям кровь.
15 апреля 1983 г.
Целые дни проводит на улице. Сегодня говорит: "Бабушка, ты знаешь - все имеет конец" - "??" - "Вот улица кончается, даже самая длинная, день кончается, ночь кончается... и жизнь кончится. Тогда человек умирает, когда жизнь кончается". Философ.
1 октября 1983 г.
Категорически отказывается от посещения детсада. Записали в секцию фигурного катания, дважды в неделю вечером. Идет на стадион с принуждением, ругает стадион и тренера, робеет, когда приходит туда.
Но войдя на площадку подчиняется команде, несколько неловок. [Потому я так и не любил эту секцию. Мне НИ РАЗУ не удалось взять вожделенный мячик, который надо было схватить, прибежав первым к концу дорожки. И это очень сильно угнетало. К тому же мне обещали, что там искусственный лед, по которому сразу дадут побегать - фигушки!]
Дома же хорошо залезает на шест, крыши, заборы. Не боится высоты. В течение всего лета делал разные "Опыты": собирал жуков в банки, слизняков, мокриц, червей - не боится.
Очень привязан к соседу Диме, при его появлении приходит в восторг и готов для него сделать все, что угодно.
Чтение книг слушает очень долго. Вчера сочинил стишок:
"Сидит маша на пенечке
Сама в синеньком платочке
За пеньком сидит лисенок
За сосной стоит лосенок
На сосне сидит бельчонок
Под кустом сидит зайчонок..."
и т.п. Еще:
"Залетела муха в ухо - в ухе сразу стало глухо"
6 марта 1984 г. - 5.5 лет.
Очень увлекается вырезанием и наклеиванием. Гордо называет их "мои аппликации" и наклеивает в специальную тетрадь.
К 8 марта всем женщинам склеил самостоятельно красивые поздравления.
Речь очень развита. Много взрослых оборотов, которые в его устах звучат очень смешно. Например, играет вчера и сам с собой разговаривает: "Вот, одну кучку я укомплектовал...", или, смотрит телевизор и объявляет: "Это аллегорическое изображение времен года" и т.д.
Хорошо читает букварь, но очень не любит раскрашивать. Зато обожает рисовать динозавров, причем сам им придумывает различные замысловатые названия: шандара, бандара, лилохвостка, черноглаз, желтоглаз и т.д.
Обожает смотреть диафильмы. После просмотра на вопросы отвечает по существу. Все просмотренное и прочитанное понимает хорошо. Любимое произведение на данном этапе - "Волшебник изумрудного города".
Так же увлечен роликовыми коньками. Первое время безбожно падал, но не ныл, упорно продолжал учиться ездить. И достиг уже заметных результатов.
В ноябре 1983 года ездил в Ленинград и был в Зоологическом музее, Артиллерийском музее и военно-морском, в цирке, на салюте. Впечатлений масса, все впитывает как губка.
Сейчас вот сказал, что вырезание доставляет ему очень положительные эмоции.
1 мая 1984 г.
Скоро шесть. Упрям, несколько капризен, но в общем - договориться с ним всегда можно, если набраться терпения. Любит петь, если думает, что его никто не слышит. Слух есть. Есть чувство юмора. Например:
"Ты знаешь, для чего ложка и вилка? Чтоб руки не мыть перед едой." (руки мыть не любит, и вообще замарашка, не бережет одежду и обувь).
Считает до 20 и обратно, читает по слогам.
13 июня 1984 года
[пишет бабушка Валя]
Сашу не видела 4 года. Вырос. Умный, развитой мальчик. Поражает правильной речью. Не только произношением, но и построением фраз, употреблением деепричастных и причастных оборотов. Рассказывает выдуманную им историю про Бима, причем так увлекается, требует внимания, и история кажется неистощимой. [Фрагмент истории]:
"...решили начать с ракеты, заправленной сернистым газом. Однажды Бимка и щенята делали ракету из железных листов, забивая туда заклепки. И когда щенята достроили ракету, Бимка сказал:
- Можно лететь, но только сначала надо сделать заправку.
Бимка залез на пещеру, подсоединил шланг к трубе и дал щенятам понюхать:
- Сернистый газ! - сообразил Мик Околышев.
Бимка сказал щенятам:
- Ну, теперь пристегивайтесь ремнями, я присоединю этот шланг и будет заправка.
И Бимка сам залез в ракету.
- Теперь мы оторвемся от земли. - просто сказал Бимка.
И щенята оторвались от земли.
- Идем на взлет! - сказал Мик Околышев.
- А теперь, может, уже совсем летим? - спросил Лампочкин..."
[Снова бабушка Галя]
Саня, будучи чем-то недоволен, отобрал у тети Нади тетрадь и прятал вплоть до ее отъезда, чтоб она о нем не писала.
19 ноября 1984 г. - 6 лет 6 мес.
Нет одного верхнего резца.
Домашний, безрежимный ребенок: встает в 10, ложится в 23. Ест - когда захочет и что захочет. Не ест супов и овощей, но обожает яичницу. К сладкому почти равнодушен.
Читает по слогам, иногда словами (вполне прилично). Считает в пределах 20 (+ и -), десятками до 100 и обратно, но арифметику не любит.
Рисует часами фантастические картины, которые без объяснения не поймешь (чудовища и чудовищата, подводное царство, хорошо получаются самолеты и ракеты, роботы), ежедневно. Смотрит диафильмы и слушает чтение книг. Очарован Карлсоном. Играет в него, живет на шкафах.
Но главное и любимое занятие - сочинять бесконечные рассказы про Бимку и его щенят. Рассказы делятся на "серии", "главы", "части". Требует, чтоб его слушали внимательно, временами спрашивает "На чем я остановился?".
Действующие лица: Бимка - пес, главный волшебник, Мик Околышев, Рыбкин, Колокольчиков, Банкин - это все собаки; мама - собака Белка. Приключения самые невероятные, т.е. Бимка волшебник и все может сделать.
В 23 часа, заканчивая, рассказ говорит: "Спокойной ночи" - сказал Мик Околышев в полусне и щенята заснули, сладко посапывая". Любит причастные и деепр. обороты.
Масса "почему?". Интересуется значением различных слов. Например: "советник посольства".
Навыки самообслуживания есть, но любит, когда его одевают и обувают.
Разговоры о школе не любит. Охотно работает молотком и паяет, часто пользуется тисками, часами пилит деревяшку или пластмассу.
Последнее время появилась "пиромания" - любит жечь костры, плавить пластмассу, умеет зажигать газовую зажигалку.
Увлекаем. Когда чем-либо занят, трудно переключить его на другое занятие. Временами бывает раздражителен, но успокаивается быстро. Обожает мать, любит деда, поверяет ему "собачьи тайны" и дед безропотно, с обожанием, все выслушивает ("Вечерняя программа"). Не любит, когда его ласкают: "Не переношу телячьих нежностей!"
30 августа 1985 г.
Вчера "врезался" в березу около плотины. Мчался на велосипеде, перевернулся через голову. В результате на колене изрядная рана. Спасибо, что на ноге, а не на голове.
[Очень хорошо помню этот момент: скорость максимально возможная для меня тогдашнего. Еду по одной аллее, пытаюсь переехать на другую по диагональной тропинке. Но не сопровождаю поворот должным наклоном туловища, в результате начинаю падать, инстинктивно выравниваюсь и влетаю в березу. Удар фронтальный. Как головой в нее не влетел - совершенно непонятно. В памяти остается нарезка видеофрагментов: дорожка, береза, стоп-кадр,
fade-out/fade-in, сижу на земле, ничего не понимаю. Нога болит. Вроде несильно. "А, фигня!" - поднимаю велосипед, пытаюсь ехать - не тут-то было - коленка болит. Смотрю, а там КРОВИЩА...]А вообще маневрирует на велосипеде очень ловко.
Сегодня была первая встреча с учителем. В школе вел себя тихо, дома заявил деду, что в школе очень плохо и он ходить туда не намерен. Говорит, что в школе учительница "читала скучную лекцию о том, как там хорошо и весело, но это она притворялась, говорила неправду. Школа - самое плохое место и 1 сентября - траурный праздник". А через 10 лет он будет кричать "ура" и радоваться, что окончил школу. Настроение снижено, несколько ожесточен, злобен, о школе не желает разговаривать.
В то же время хочет поскорее изучать физику, т.к. накануне паял провода, делал схему, у него перегорели пробки и он понял, что надо изучать физику, чтоб все делать правильно.
[ЛОЖЬ! Я тогда прекрасно понимал что именно сделал не так, и знал, в чем моя оплошность. И в том, как ток течет по проводам я разбирался уж куда как получше, чем бабушка, которая писала вышесказанное]
Все электрооборудование упаковал в ящик, надписал "Электролаборатория Саши Иванова" и унес в сарай. [Сейчас с трудом представляю, как это обошлось без диких криков? Видимо меня порадовала пафосность трагического ухода гения, который оставляет потомкам наследие в виде ящика с его бесценным устройством, в котором, конечно, кроме него самого, никто и никогда не разберется. Показуху ведь устроил! Кстати об устройстве: доска, на ней панель с тумблерами, светорегулятор и несколько разных ламп (в т.ч. красный фонарь для фотопечати). Все это замысловато переключается тумблерами, регулируется яркость, включается в разных комбинациях. Шедевр электробезопасности! (соединения выполнялись телефонными проводами]
Говорит: "Зачем учиться писать письменными буквами? Я же пишу печатными, они гораздо красивее..." Оригинал.
Не приспособлен, навыки самообслуживания недостаточны. Со страхом и волнением ждет 1 сентября.
1 сентября 1985 г.
"День знаний" - Саша с мамой Леной идет в к/т "Родина" с 1б классом на мультфильмы. Встал быстро, пошел охотно. Про учительницу сказал, что она "не очень..." Ни с кем не подружился. Познакомился только с одной Тамарой, которую посадили вместе с ним 30 августа за одну парту. Вечером быстро заснул в 21:00 (хотя до этого "отбой" был в 23).
2 сентября 1985 г.
Встал легко в 7 утра, охотно одел форму, ранец не брал, с букетом гладиолусов, важным видом вышел на улицу.
Весь двор (кроме б. Юли) провожал, фотографировались. В школе была торжественная, очень длинная (долгая) линейка. Саша стоял смирно, не искал маму (некоторые дети плакали). Учительница Валентина Леонидовна. Впечатление от нее отличное. В классе 46 учеников. Душно. Саша сидит на 3 парте в 3 ряду. [по-моему это была все-таки 4 парта].
3 сентября 1985 г.
Вечером беспрекословно лег в 21:00. В класс пришел первым и заволновался, почему нет Тамары. Сидит на уроках спокойно (пока...). Замечаний не получает. Дома сказал, что он руку поднимал, задавал вопрос. Какой? - "Я ручку уронил, можно ее поднять? Она сказала, что можно, я поднял". От учительницы узнали, что он "выступал" дважды:
1) Учительница говорила, что они теперь ученики, это очень почетное звание. А он: "Нет, ученики это не так почетно, вот комсомолец - это почетно!"
[Уже кривил душой. Помню, после фразы, что ученики это не почетно, я очень испугался собственной дерзости и подумал, чем бы загладить.. Комсомольцы на ум пришли. Я так не считал. НИКОГДА].
2) Учительница сказал, что она все видит и замечает, что в классе делается, а он: "Вы неправду говорите. Я уже три часа руку поднятую держу, а вы не замечаете и меня не спрашиваете..."
4 сентября 1985 г.
Идет в школу охотно. Все ему нравится. Учительница сказал, что он "парень башковитый". Сегодня читали сказку и он очень толково объяснил, что значит "привередница".
Вечером дома опять сочинял про Бимку и Наташу. Оказывается у Наташи четырехкомнатная квартира...
5 сентября 1985 г.
Тренируемся в застегивании ширинки. [До сих пор не пойму, ну КАКОГО ЖЕ Х она была не на молнии?]. Дело трудное. Оставили только одну пуговицу. А вообще, куртка длинная, и брюки можно не застегивать, не видно. Саша говорит, что на большой перемене он точно успеет все застегнуть (15 мин), а на маленькой может не успеть (10 мин).
Мама Лена все дни проводит в школе - проветривает класс, помогает учительнице. Дед с Сашей вчера вечером ездили в школу - ремонтировали дверь в классе.
А бабушку выбрали в родительский комитет. Одним словом - все активисты.
6 сентября 1985 г.
Сегодня Саша рассказал в классе, что медянка не змея, а ящерица без ног. Учительница его поддержала.
Выяснилось, что у Саши 5 резцов вместо 4х. А по этому внизу резец растет вкось. Срочно надо искать доктора Фауста (есть такая знаменитость).
10 сентября 1985 г.
Был оставлен после уроков. Учительница сказала, что он совершенно не работал на уроках - руку не поднимал, на вопросы не отвечал, смотрел в потолок (демонстративно). Сам о себе сообщил, что "был сегодня пассивен".
15 сентября 1985 г.
На уроке рисования была дана тема "Как я провел лето". Причем надо было рисовать красками. Рисовал весь урок схему какого-то аппарата. Раскрасить не успел. Учителю сказал: "Так как я провел лето в городе, то я рисовал завод. Он находится в городе."
Каждую перемену бегает в 3-й класс к Юле Ситниковой. Дома говорит:
"Я случайно Юлечку встретил" - "Где?" - "Да я к ней в класс ходил.."
Мама Лена случайно подсмотрела картину: дети одевают форму после физкультуры. Саша долго не может застегнуть пуговицы. Тамара предложила помощь, Саша не отказался. И она ему застегивает брюки... смех..."
24 сентября 1985 г.
Очень плохо пишет, но стал посмелее, сам одевается и раздевается в школе. Страшно медлителен. На уроках отвлекается, учительница делает ему замечания за пассивность. Руку не поднимает. [Конечно! Я себе все мышцы сорвал по началу, когда руку тянул. Меня не спрашивали. А я знал ответы практически на все вопросы. Меня-то не волновало, что в классе 46 человек. МНЕ нужно было внимание. Я его не получал. И я просто-напросто обиделся. Решил, что не мне это больше всех надо...]
1 октября 1985 г.
Первые отметки - тройки. Саша из-за этого не переживает. Честолюбия - ни капли!
[Ах, бабушка, как ты наивна! Да эти тройки окончательно меня отвратили от учебы. Ведь Я БЫЛ НЕ ВИНОВАТ в том, что не в состоянии писать буквы в соответствии с ГОСТом. И это меня удручало. Я в те времена уже догадывался, что на самом деле Я - САМЫЙ УМНЫЙ, причем независимо от оценок. Кстати, в начальных классах это так и было. Уровень дошкольной подготовки был на порядок выше, чем у остальных. А в шкафу в классе почетно стояла тетрадка Илоны Пшеничных, где три подряд 5+ (за каллиграфию). И тогда я понял, что В ПРИНЦИПЕ НИКОГДА НЕ БУДУ ОТЛИЧНИКОМ. Так оно и получилось. Я им действительно не был НИКОГДА. И, возможно, именно из-за этих несчастных двух троек. 1-й курс института не в счет - одну оценку я тогда получил по блату.]
Ежедневно что-нибудь теряет (ручки, резинки и т.д.)
Сказал матери по секрету, что Тамара давала ему покачать свой зуб, а он ей тоже свой дал покачать.
В день приема в октябрята заболел. Переживает, но в тоже время говорит: "Хорошо, дома посижу, буду чертежи делать".
Делает чертежи "физические" и "химические", где все подписано с громадным количеством ошибок ("газиатор", "фанорот" - это газ, [вообще-то это новые слова, в них не может быть ошибок], "емкасть", "газ-нефар" и т.д. и т.п.)
Учительница говорит - "не падайте духом, у нас впереди еще целая четверть!" (что она имеет в виду?).
Записали Сашу в хор (обнаружили способности). Но в конце первого же занятия он сказал учителю: "Ваш хор для интеллекта ничего не дает. Я тут только время теряю". Учитель был в трансе. Я проводила с ним беседу об эгоизме. Но в хор ходит с ревом. [Вот тогда-то и начался мой негативизм. Я не хотел ходить в хор не потому, что он ничего не дает для интеллекта - это была отмазка. Хор был в неурочное время. Я расценивал хождение туда как трату моего ЛИЧНОГО времени. Вряд ли я так был бы настроен, если бы хор был во время уроков. С тех пор я ни разу по доброй воле не участвовал в каких-либо мероприятиях, кроме тех, за участие в которых мне обещали какую-либо выгоду. Например, за олимпиаду - день прогула в школе.]
Зато с огромным удовольствием ходит в кружок "юного дизайнера" в соседнем 9-эт. доме. Они там делают маски, выжигают, выпиливают и т.д. Словом - самое для него.
Вчера идем по улице, говорит: "смотри, какое несоответствие в природе - на яблоках снег лежит". Учительница отметила его богатейший словарный запас.
11
ЛЕТ СПУСТЯ20 мая 1996 г.
[пишет братец]
Вчера отпраздновали его 18-летие. Саша очень изменился (как это ни странно). Эта тетрадь была во всесоюзном розыске в течение 11 лет. Сегодня она обнаружилась... у соседей, между сочинений Толстого. Нашей радости не было предела. Тетю Марину, принесшую эту тетрадь, облобызали с ног до головы.
Наибольшее, да и, пожалуй, единственное увлечение - компьютер (у него 4-я степень помешательства). Целыми днями сидит в институте или за компьютером, находя при этом около 3 часов для ДНЕВНОГО сна. Когда бабушка подходит к Саше с благим намерением поцеловать, он говорит
"Fucking shit!", что в переводе означает эквивалент мату.[пишу я]
Итак, вы имеете честь прочесть то, что о себе напишу я сам.
Разумеется за последние 11 лет кое-что во мне изменилось, хотя несколько отличительных особенностей остались практически без изменения, а именно: Почерк - он изменился лишь самую малость.
Манера разговаривать - теперь, разве что, в моей речи много больше деепричастных оборотов и различных наворотов. Некоторым людям это нравится, а кое-кто воспринимает общение со мной как пытку.
Медлительность - но теперь она перешла в катастрофическую лень.
Порой наивная вера в людей - несмотря на сотни случаев, убеждавших меня в обратном, я по-прежнему иногда пытаюсь доказать что-либо с помощью логических аргументов какому-нибудь непробиваемому придурку или вздорной бабе в троллейбусе.
Страсть сочинять (патологическая) - но теперь кое-что я записал - суть та же, но качественно иной уровень.
Тяга к технике - я обожаю технику, но, как правило, до тех пор, пока не приходится залезать в самую суть вопроса и переходить к физике.
В любом коллективе я по-прежнему с меньшинством или вообще один. (Я был практически абсолютно одинок последние 2.5 года учебы в школе. Сейчас положение несколько исправилось).
Очевидно, это все. У меня нет желания писать дневник личной жизни, а потому прощайте.
Саша Иванов (с) 1996, справки по телефону 213348.
6 июня 1996 г.
[и снова бабушка]
Саше 18 лет. Он уже военнообязанный гражданин и имеет право выбирать правительство нашей страны [ах, с каким бы я удовольствием пожертвовал этим правом, в обмен на освобождение от обязанности
!].Школьные годы пролетели, были взлеты и падения. Слыл "оригиналом" и "фантазером". Успевал средне. В 5 классе оказалось, что ему трудна математика. Брали репетитора. Нет. Обнаружились у него хорошие математические способности. В школе не было взаимопонимания с преподавателем. Медлителен, ленив. Как только стал пользоваться калькулятором, по математике сразу стала стабильная 5. Предметы типа математики, геометрии, физики, химии при окончании сдал на 5. Ходил на подготовительные курсы и без труда поступил в университет, факультет АХП.
1й семестр учился с интересом, сдал сессию на 5 и получал повышенную стипендию. Второй семестр практически не занимался и в результате не получил допуска к сессии. Семья в трансе. Зато, ежедневно из института вместе с Сашей приходят 2-3 студента и сидят за компьютером до темна. Играют...
Будучи школьником в 8-11 классах, Саша увлеченно работал с паяльником, делал схемы для телевизоров, зарабатывал на этом деньги. Купил себе компьютер [здесь речь про
ZX-Spectrum]. Это увлечение растет, тетя Зоя год назад подарила ему крупную сумму долларов [опять же неправда. Я эту сумму просто-напросто украл, воспользовавшись неразберихой с переездом тетушки с украины. А когда компьютер был уже куплен - было поздно что-либо делать], и Саша самостоятельно с большими деньгами ездил в Москву и привез оттуда дорогой, хороший компьютер [386sx-40]. Это - враг №1 для семьи и Саши. Он может за компьютером сидеть сутками, забывая обо всем.Режим дня ужасный: спать ложится в 3-4 ночи, в 8 идет в институт. Днем спит. Режима питания не существует.
Физические данные приличные, спортом не занимается.
18-летие отмечали в семье. Папа (который покинул семью 12 лет назад) поздравил сына по телефону. Материальной помощи не оказывает, подарков не шлет. Но сын обходится и без этого. Об отце хорошего мнения, считает его одним из самых умных людей, которых он встречал. "С ним интересно поговорить".
Саша очень хорошо относится к малым детям, соседские ребята охотно с ним играют.
Но дома груб и нагл.
30 апреля 1996 года у Зои родилась дочь Аня и Саню взяли в крестные отцы. Он был этим очень горд, добросовестно исполнил свою миссию и очень любит маленькую Анечку. Называет ее "наш младенец", помогает купать и играть с большим удовольствием. Созрел в половом плане, пользуется успехом у девочек. Но сам их пока рассматривает как друзей. [Ах, все-то она знает, надо же!]. С братом отношения хорошие, оба жуткие юмористы, эрудиты, интеллектуалы. Настоящий "цвет нации". Если бы только его способности, которые значительно выше средних, хоть и не гениальные [ПРОТЕСТУЮ!!! Как это НЕ?], не губила всепоглощающая лень...
Написал в прошлом году очень интересный роман в стиле фэнтэзи, который пользовался большим успехом у окружающих, самого разного возраста и положения. Парень очень неординарный. С поступлением в институт стал намного более общительным [правильно, в школе-то мне было просто не с кем общаться], иногда даже чересчур. Ежедневно в любое время года и суток у нас торчат в гостях 3-4, а иногда и больше ребят такого же интеллектуального пошиба. Это утомляет [КАКИМ боком это могло утомлять бабушку, я понять не могу до сих пор]. Но ребята все хорошие: не пьют, не курят, сексом не занимаются [Во как! Просто за компьютером сидели, а не то, что вы подумали.]. Уж лучше пусть у нас сидят, чем сам куда-нибудь уйдет. Сам Саша своей жизнью очень доволен, злит его только нехватка денег, т.к. стипендию он во 2 семестре не получает. Надеемся, в следующую сессию будет умнее [ХА-ХА-ХА].
20 марта 2000 г.
Саша заканчивает институт. Пять лет пролетело. Все эти годы (кроме 1-го курса) все родные были в напряжении - не отчисли ли бы...
Нет чувства долга и ответственности у мальчика. Учится только перед сессией. На 1 пару не ходит, считает, что посещение лекций необязательно. Не знает преподавателей в лицо (и они его не знают). А отсюда все последствия. Хвосты - постоянные спутники. Никакой стипендии и покоя.
Сашина комната - клуб, где постоянно присутствуют его друзья - соратники по компьютеру, все такие же разгильдяи и хвостисты, хотя и не глупы [20-го марта уже 5 дней ухода Саввы, так что информация уже была устаревшей в момент написания. Кисс тогда у меня не был уж как полгода.]
В течение полутора последних лет здесь же присутствует Даша - Сашина подружка, которая часто здесь же и ночует. Положительная девушка, заканчивает филфак, постоянная отличница, уже имеет специальность логопеда и работает в школе. Приятная внешность, очень тихенькая, зачастую мы не знаем о ее присутствии в доме. Но очень "эмоционально-лобильна" (обидчива по-просту). Она вписалась в Сашину компанию, ее не тяготит ужасный беспорядок в комнате и ненормальный режим бдения ночами за компьютером. Похоже, что Саша ее полюбил, хотя на эту тему с ним говорить бесполезно и истинное положение дел и планы их на будущее вызнать невозможно.
Саша очень груб с родными, особенно с бабушкой [Люди! Поменьше навязывайте окружающим свою инициативу, и с вами не будут грубы!]. Прощаем его выпады из-за большой любви. Хотя он по-человечески этого не заслуживает. Он совершенно не интересуется жизнью семьи [чем интересоваться? сколько купили про запас гречки, что ли?]. Можно болеть неделю или больше - и Саша не спросит, не зайдет [Ничего подобного! Уже день на третий пойму, что что-то не так!].
Узкий интерес - компьютер. Начал зарабатывать деньги - переводы, репетиторство (расклеил объявления на столбах). Цены низкие, клиенты есть, все заработки проедаются на сладостях [Чтоб я так жил! Ведь жил и не знал! Я-то думал, что все мои заработки превращаются в доллары и кладутся в ящик стола!].
Часто плата за работу - банка сгущенки.
К табаку и алкоголю относится негативно, за что ему многое прощается. Нетребователен к одежде, может ходить в заплатанной рубахе в институт. За всю зиму не болел. 5 раз надевал куртку (осеннюю), зимнюю - ни разу. Ходит в джинсовой куртке, вернее бегает до института по Набережной или Советской. Прохожие его заприметили, говорят - "бородач, который бегает". За зиму отрастил бороду, которая ему идет - вид русского богатыря. Но волосы не причесаны, борода кудлатая.
К дню сдачи госэкзамена бороду сбрил, значительно помолодел.
Сегодня, 20 марта, узнали, что все экзамены, в т.ч. государственные сданы (об отметках не говорим) [А еще не говорим о том, что сданы они были на 2, а потом через апелляцию пересданы на 3]. Остался диплом где-то в июне. Но его надо готовить! К этой работе Саша не готов.
Самое страшное впереди - это армия. Лейтенантом (Саша имеет это звание) надо служить два года. Отмазать могут только большие деньги, которых у нас нет. Помогла бы аспирантура, но для этого надо трудиться...
В общем круг замкнулся.
На сегодняшний день его главное увлечение - Интернет. Куплено время в складчину с ПСИхами (Попов, Савельев, Иванов), сидит ночами и днями - отойти от стола нельзя.
Мечтает об Америке, завидует Алешке. Язык английский знает очень хорошо, свободно печатает на нем и общается. Это ему большой плюс. Отец звонил из Питера, приглашал приезжать с дипломом, обещал устроить на работу в таможню, что освобождает от армии. Но что-то верится с трудом, т.е. прописать в Ленинграде человека очень трудно, опять же нужны немалые деньги. Одним словом - сплошные проблемы, а душа болит...
Последние сведения о Госэкзаменах: надо было подготовить 300 вопросов по 10 предметам. ПСИхи заявили, что выучить все невозможно и были изготовлены шпаргалки (надо сказать, что Саша ими никогда не пользовался, и я думала, что он не сумеет их применить). Как будет проходить экзамен, Саша не интересовался.
Были розданы билеты. Большая комиссия [ЦЕЛЫХ ДВА ЧЕЛОВЕКА!!!]. 40 человек сидят, готовятся. Саша думает, что он должен написать тезисы и затем по ним отвечать. Оказалось, что экзамен письменный! И Саша сдал свои краткие ответы (черновики) и приготовился устно их рассказывать и получить 5 [Ха-ха, не смешно]. А ему пришлось сдать листок и уйти в коридор. Результат: на большинство вопросов - 4, несколько троек и одна 2. Пришлось пересдавать.
Результат - 3 по ГОСАМ. Все счастливы.
Одновременно он делает кому-то сложнейшие задания по информатике за деньги. Все-таки он у нас уникум!
Саша читал и признал, что все написанное - чистая правда [просто не хотелось устраивать разбор полетов. Насколько это правда - ясно по обилию комментариев в скобочках].
22 июня 2000 г.
Саша защитил диплом на 5! Пригласили в аспирантуру! Ура!!! Институт закончен.